Сверхдержавы вступают в сверхконкуренцию
Нынешнее состояние международных отношений заставляет задуматься о том, что мир переживает не просто серию малых и больших кризисов, а развал всего либерального международного порядка; это максимальная угроза международной безопасности со времен распада Советского союза, утверждают эксперты Мюнхенской конференции по безопасности в предваряющем ее докладе, который был опубликован в понедельник, 11 февраля. По мнению его авторов, наступает новая эра конкуренции сверхдержав — России, США и Китая. «Похоже, мы переживаем смещение основ международного порядка», — говорит председатель конференции Вольфганг Ишингер.
Доклад о положении дел в мировой политике как информацию к размышлению организаторы Мюнхенской конференции публикуют с 2015 года. В этом году конференция, которая проводится с 1963 года и является одним из самых представительных международных политических форумов, стартует 15 февраля, Россию на ней будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров.
«Учитывая преобладающее стратегическое видение мира в Вашингтоне, Пекине и Москве, ожидания новой эры конкуренции великих держав, похоже, превращается в самоисполняющееся пророчество. Если все готовятся к враждебному миру, его становление практически предопределено», — отмечается в докладе.
Российский фактор признан насущным
Основная борьба в ближайшие годы развернется между США (и их союзниками), Россией и Китаем, следует из доклада. В долгосрочной перспективе Китай для США является более серьезной проблемой, а Россия — более насущной, говорится в докладе: «В отличие от Китая долгосрочные перспективы Москвы как геополитического противника США выглядят не очень многообещающими».
Несмотря на экономические проблемы (неустойчивость национальной валюты, падение цен на нефть, санкции, снижение реальных доходов россиян), Москва агрессивно использовала свои возможности и рычаги влияния «в качестве разрушительной силы» и одержала несколько впечатляющих краткосрочных побед в последние годы — на Украине и в Сирии, пишут эксперты. Эти и другие действия России — покушение на Сергея Скрипаля, враждебная киберактивность, попытки вмешаться в демократические выборы в различных странах (российский официальные лица причастность к отравлению бывшего полковника ГРУ Скрипаля и его дочери, а также вмешательство во внутреннюю политику других стран отрицают), а также инцидент в Керченском проливе — можно интерпретировать как попытку Москвы продемонстрировать, что она все еще более могущественна, чем считает Запад, и ее интересами нельзя пренебрегать.
Усиление давления на Россию не привело к изменению ее политики, указывают эксперты и предупреждают, что в ближайшее время решится будущее основных договоров по контролю за вооружениями. Результатом противостояния России и США уже стало прекращение действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Из-за его разрыва под угрозой оказываются и другие взаимные обязательства. Маловероятно, что странам удастся сохранить договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) после его истечения в 2021 году, отмечается в докладе. Страны стоят на пороге новой гонки вооружений, так как опубликованные в январе этого года Пентагоном планы развития системы противоракетной обороны могут заставить Москву прийти к выводу, что она не сможет преодолеть американскую систему и станет уязвимой для американской атаки, указано в докладе.
Западная коалиция имеет запас прочности
Администрация Дональда Трампа проявляет небольшой интерес к соблюдению международных соглашений, твиты президента с критикой НАТО и ООН, а также поддержка нелиберальных режимов от Саудовской Аравии до Бразилии подрывают сложившееся в последние десятилетия порядок: «Похоже, что США готовы отказаться от роли лидера «свободного мира». Однако США смогут сохранить лидерство на международной арене, так как по экономическим показателям и размеру военного бюджета им нет равных, к тому же их по-прежнему поддерживает широкая сеть союзников. В этих условиях положению страны на международной арене в большей степени угрожают не внешние силы, а внутренние процессы, в частности рост популистских настроений, указано в докладе.
Европейский союз практически не готов к новой эре конкуренции сверхдержав, говорится в докладе. В основном из-за того что уровень амбиций ЕС не соответствует реальным возможностям. Стратегическая автономия Европы и создание европейской армии сейчас практически не реализуемы, потому что ЕС по-прежнему находится в военной сфере в зависимости от США.
Тем не менее Россия и Китай не смогут создать равноценную Западу коалицию и вряд ли сделают это в будущем, потому что возглавляемый США западный альянс идейно более привлекателен для большинства стран и может оказаться стабильнее, чем кажется, говорится в докладе. В октябре прошлого года Pew Research Center опубликовал доклад, приуроченный к двухлетней годовщине избрания Трампа президентом США. В частности, исследователи задавали респондентам по всему миру вопрос о том, чье мировое превосходство предпочтительнее — США или Китая. Первенство США оказалось более привлекательным для большинства почти везде (в среднем их выбирали 63% респондентов). Этот тезис оказался верен даже для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония, Филиппины, Южная Корея и Австралия. Лидерство же Китая предпочли только 19%. Россия находится в числе немногих стран, для граждан которых предпочтительнее первенство Пекина, а не Вашингтона, — 35 против 13%.
Тезис, что старый миропорядок рухнул, а новый не возник, довольно стар и повторяется уже последние несколько лет, сказал РБК программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Но все-таки основным фактором мировой стабильности по-прежнему является наличие у стран ядерного оружия, говорит он. По мнению эксперта, тезис об идейном противостоянии США, России и Китая не совсем корректен. «Идеи, которые Запад считает своими, — демократия и рынок — действительно остаются довольно популярными. Но Россия и Китай никаких альтернатив и не предлагают, — говорит он. — Россия и Китай — капиталистические страны и не противопоставляют демократии автократию на идейном уровне».
Десять основных конфликтов 2019 года
- Йемен: гуманитарный кризис в стране может углубиться, так как основные участники конфликта не использовали возможность для прекращения огня.
- Афганистан: в 2018 году в стране были убиты около 40 тыс. человек — больше всего со времени отстранения от власти движения «Талибан» 17 лет назад. «Талибан» уже контролирует почти половину страны, вывод американских войск только ухудшит ситуацию.
- Напряжение в отношениях США и Китая: если торговое противостояние продолжится, оно будет иметь более серьезные геополитические последствия, чем все другие кризисы.
- Саудовская Аравия, США, Израиль и Иран: риски конфронтации между четырьмя странами сохраняются, так как нельзя сбрасывать со счетов возможность случайного столкновения в Йемене, Персидском заливе, Сирии или Ираке.
- Сирия: решение США о выводе войск повысило вероятность конфликта между Турцией, сирийскими курдами и силами президента Башара Асада, что дает террористам возможность усилиться.
- Нигерия: весной в стране пройдут выборы президента, парламента, губернаторов. Выборный период традиционно характеризуется высоким уровнем насилия.
- Южный Судан: гражданская война в стране, унесшая за пять лет 400 тыс. жизней, продолжается.
- Камерун: в стране сложились условия для разгорания гражданской войны англоязычного населения с франкоязычным.
- Украина: конца войне на востоке не видно, что усиливает геополитическое противостояние между Россией и западными державами.
- Венесуэла: разрастание экономического кризиса, увеличение потока беженцев в соседние страны могут спровоцировать региональный кризис и вмешательство других стран (прогноз написан до того, как США начали поддерживать Хуана Гуаидо в качестве президента).
По версии International Crisis Group