Лента новостей
Что происходит с «КовиВаком». Самое актуальное о пандемии на 23 сентября 10:07, Общество Как найти выгодные предложения по доходности вклада 10:06, РБК и Финуслуги Эксперты предупредили россиян о звонках мошенников с номеров близких 10:04, Общество Нулевой травматизм и «зеленая» энергия: к чему стремятся золотодобытчики 10:00, Зеленая экономика  Мазепин объяснил свое нежелание узнавать о состоянии здоровья Шумахера 09:57, Спорт Общественный штаб в Москве не нашел вбросов при электронном голосовании 09:52, Политика В Томске пьяный пациент напал на фельдшера скорой помощи 09:49, Общество Прорывной препарат Biogen провалился. Стоит ли покупать акции на просадке 09:42, PRO Финтех и государство. Кого и как будут регулировать в России 09:42, РБК и QIWI В Туве бывшего министра нашли раненым рядом с убитой женой 09:40, Общество «Московская электронная школа» стала финалистом международной премии 09:30, Технологии и медиа Кого затронут новые санкции, приостановка «КовиВака». Главное за ночь 09:29, Общество Овечкин рассказал о сложностях адаптации в США в начале карьеры в НХЛ 09:24, Спорт Водителей перестали штрафовать за превышение средней скорости 09:22, Общество Maserati, дворцы, оружие — чем расплачиваются должники с кредиторами 09:19, PRO В ангаре в Подмосковье произошел пожар на 3 тыс. кв. м 09:19, Общество На месте крушения Ан-26 в Хабаровском крае пока не нашли выживших 09:18, Общество Додо пицца, Револют и Gett: как они организовали командировки 09:18, РБК и Smartway Зеленский обозначил число жертв конфликта в Донбассе 09:13, Политика Центр Чумакова пообещал в два раза нарастить выпуск «КовиВака» 09:08, Общество Рособрнадзор назвал необоснованной идею о полном отказе от ЕГЭ 09:02, Общество Шойгу, Лавров, Шмелева и Проценко не перейдут в Госдуму 09:00, Политика В Киеве сочли невозможным быстро раскрыть стрельбу в помощника Зеленского 08:55, Политика Как использовать большой багажник с толком 08:52, РБК и Mitsubishi Как выглядит место крушения Ан-26 под Хабаровском. Видео 08:43, Общество В Счетной палате заявили о рекордном объеме госзаймов на внутреннем рынке 08:43, Финансы Объясняю на примере Билли Айлиш: за что инвестблогеры получают $500 тыс. 08:34, PRO ФСБ рассказала о найденной у мигрантов-экстремистов на Урале взрывчатке 08:34, Общество
Газета
70 млрд приплыли в «Звезду»
Газета № 136 (2860) (3007) Бизнес,
0

70 млрд приплыли в «Звезду»

Судоверфь «Роснефти» получит заказ на строительство сверхмощного ледокола
Судоверфь «Звезда», которую развивают «Роснефть» и партнеры, получит контракт на строительство атомного ледокола «Лидер» стоимостью около 70 млрд руб. Ранее на этот заказ претендовала Объединенная судостроительная корпорация
Модель атомного ледокола «Лидер»
Модель атомного ледокола «Лидер» (Фото: iceberg.sp.ru)

Сверхмощный атомный ледокол «Лидер» будут строить на Дальнем Востоке, заявил замминистра промышленности и торговли Олег Рязанцев на Международном дальневосточном морском салоне в пятницу, 27 июля (цитаты по «Интерфаксу»). ​

Представитель Минпромторга отказался уточнить, какую именно верфь в регионе имел в виду Рязанцев. Ледокол построит дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда», сообщил источник «РИА Новости» и подтвердил РБК собеседник, близкий к одному из членов рабочей группы, которая рассматривала этот вопрос. ​«Звезда», развитием которой занимается «Роснефть» в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком, станет крупнейшим в стране кластером гражданского судостроения. Партнеры планируют ввести первую очередь судоверфи в 2019 году, а вторую — в 2024 году.

«Судостроительный комплекс «Звезда» располагает всеми необходимыми мощностями, оборудованием и специалистами соответствующей квалификации [для строительства ледокола «Лидер»]. Судоверфь «Звезда» — единственная, которая может строить крупноблочным методом, это экономит средства и сокращает сроки строительства», — сказал РБК представитель верфи. Но он уточнил, что решение о строительстве ледокола принимает государство.

Бизнес
В Китай доставили первые партии сжиженного газа с «Ямал СПГ»

«Рабочая группа отработала, у нее есть свое заключение, подготовлен доклад [о площадке для строительства «Лидера»]. Я думаю, что верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации [Владимир Путин] во время посещения Восточного экономического форума в сентябре озвучит решение», — сказал в пятницу вице-премьер Юрий Борисов.

Помимо «Звезды» за этот заказ боролась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей Балтийский завод исторически занимался строительством атомных судов. Глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что на верфях корпорации ледокол можно построить примерно за три с половиной года. Представитель корпорации пока не ответил на запрос РБК.

Атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт и полным водоизмещением более 71 тыс. т должен стать единственным судном этого класса и может обеспечить самую широкую круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути, необходимую для развития арктических проектов. «Если подойдут все-таки ледоколы «Лидер», то это будет означать стопроцентную вероятность, что 12 месяцев в году мы сможем наш СПГ везти на восток по Севморпути», — сказал предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в интервью «Коммерсанту». Сейчас танкеры ледового класса могут преодолевать без использования ледоколов восточное направление Северного морского пути, где толщина льда достигает 4 м, только в период летней навигации — несколько месяцев в году начиная с июля.

В 2017 году замминистра экономического развития Александр Цыбульский оценивал строительство «Лидера» примерно в 70 млрд руб. В качестве возможной схемы финансирования обсуждалось государственно-частное партнерство, но об окончательном варианте пока объявлено не было.

Бизнес
Михельсон назвал вредной идею о запрете иностранных судов на Севморпути Леонид Михельсон

«Решение будет приниматься президентом, когда он назначит совещание», — заявил РБК источник в ОСК. По его словам, корпорация предоставила рабочей группе «особое мнение» о месте строительства ледокола. «Экономически строить ледокол на площадке в Петербурге (на Балтийском заводе. — РБК) будет выгоднее», — поясняет собеседник. По расчетам ОСК, строительство тогда обойдется на 5–7 млрд руб. дешевле, чем на Дальнем Востоке.

Выбор в пользу «Звезды» выглядит неочевидным: строительство займет больше времени и обойдется заказчику дороже, чем на Балтзаводе, сказал РБК гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий. По его словам, выпуск судна на ССК «Звезда» потребует строительства цеха спецэнергетики и прочей специализированной инфраструктуры для работы с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), подготовки специалистов по работе с ЯЭУ, возникнут временные потери и дополнительные затраты из-за доставки материалов и комплектующих на Дальний Восток (большая часть поставщиков и подрядчиков сосредоточена на Северо-Западе).

По оценкам Новицкого, если строительство «Лидера» начнется в 2019 году, Балтийский завод закончит строительство в 2027 году, а «Звезда» — только в 2029 году.

У «Звезды» нет опыта работы не то что с ядерными установками, но и в строительстве судов вообще, и можно представить, что будет, если специалисты будут набирать опыт и компетенции на таком сложном и дорогом проекте, добавляет директор по развитию Port News Надежда Малышева. Она сомневается, что «Роснефть» привлечет компетенции ОСК для совместного строительства ледокола. «Исходя из предыдущей дискуссии компаний, такому варианту они будут не рады», — указывает эксперт.

Представитель НОВАТЭКа, одного из крупнейших отправителей грузов по Севморпути, не смог оперативно предоставить комментарий.