Лента новостей
В Израиле назвали сроки наступления на Рафах 16:19, Статья Путин заявил, что Россия не будет производить все товары сама 16:15, Новость Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов 16:13 Хуснуллин не увидел сложности в строительстве съездов ВСМ к двум городам 16:13, Новость Путин счел неуместными претензии к добропорядочным собственникам активов 16:12, Статья Цифровые валюты центробанков: их место в мире и в России 16:09, Статья Си Цзиньпин призвал военных врачей Китая «сосредоточиться на поле боя» 16:08, Новость Макрон напомнил о необходимости Европы выстраивать отношения с Россией 16:05, Новость Путин заявил, что дефицит кадров нельзя решать за счет мигрантов 16:02, Статья Решетников нашел в ФНБ дополнительные деньги на проекты 15:53, Статья Появился до римлян: как выглядит найденный в Италии некрополь 15:53, Новость Что такое улучшенная отделка в современных новостройках 15:45 Путин заявил, что власти видят, как преодолеть угрозы для экономики 15:42, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 15:41, Онлайн Путин объяснил необходимость донастройки налоговой системы 15:41, Статья Курс доллара упал ниже ₽92 впервые с 3 апреля 15:37, Статья Минфин в мае обсудит предложения по налоговой системе 15:37, Новость Выступление Путина на съезде РСПП. Трансляция 15:33, Статья
Газета
Досуг по карману
Газета № 049 (2546) (2203) Бизнес,
0

Досуг по карману

Россияне стали чаще ходить в кино, музеи и на выставки
Согласно исследованию Nielsen, россияне стали чаще позволять себе развлечения. Но спрос на них все еще неустойчив и имеет скорее психологические причины, чем финансово-экономические, предупреждают эксперты
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Как в кино

В 2016 году число россиян, проводящих досуг вне дома, выросло по сравнению с 2015 годом. Об этом говорится в отчете исследовательской компании Nielsen (есть у РБК). Исследование было проведено в декабре 2016 года и базировалось на онлайн-опросе 1 тыс. респондентов в городах России с населением более 1 млн человек.

Количество россиян, которые ходили в кино хотя бы раз в месяц, выросло на 6 п.п. по отношению к 2015 году, до 57%. На 2 п.п., до 15%, увеличилось число тех, кто посещал музеи и выставки; на 1 п.п. выросла аудитория театров и аттракционов — до 18 и 16% соответственно.

В 2015 году динамика была противоположной — 56% россиян сокращали траты на досуг и развлечения, аргументируя это нехваткой денег и выросшими ценами. Стоимость билетов удерживала от походов в кинотеатры 30% россиян, не позволяла смотреть спектакли — 28%, а ходить на выставки — 18%, сообщал Nielsen.

​В целом в России по-прежнему налицо тенденция на сокращение расходов на развлечения, отмечает руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций Nielsen Россия Марина Ерскова. Однако, почувствовав некоторое улучшение экономической ситуации в стране, любители проводить время вне дома стали делать свой досуг более разнообразным, уточняет она. О том, что 27% зрителей в России стали ходить в кино чаще, сообщал ранее ВЦИОМ.

Рост киноаудитории подтверждают опрошенные РБК эксперты. Россияне привыкают к кризису, а цены на билеты заметно снизились в 2016 году, поясняет гендиректор исследовательской компании «Невафильм Research» Олег Березин. При этом кино остается одним из самых недорогих способов проведения досуга, добавляет он.

Сказался также выход в прокат фильмов, ориентированных на широкую семейную аудиторию: «Зверополис», «Дэдпул» и «Викинг», — перечисляет президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова. Однако, по ее словам, ситуацию сложно назвать стабильно позитивной: прокат «все еще очень рваный», и часто проекты, на которые рынок делает ставку, не оправдывают ожиданий.

Десерт по карману

Оживление ощутил и рынок общепита. Около 56% опрошенных посещали кафе хотя бы раз в месяц, это на 3 п.п. больше, чем в 2015 году. Настолько же выросла и аудитория закусочных и пабов — 34 и 24% россиян заглядывали в них, свидетельствуют данные Nielsen.

Посетители ресторанов также расширили свой ассортимент. Если в 2015 году доля тех, кто позволял себе десерт, упала по сравнению с 2014 годом в полтора раза, то в 2016 году, напротив, выросла на 18 п.п. и достигла 38% от числа посетителей в ресторанах смешанной кухни. На 5 п.п. увеличилось количество тех, кто заказывал основные блюда — до 77%, на 6 п.п. — салаты и закуски (61%).

Общее количество гостей в 2016 году выросло на 15%, а средний чек — примерно на 10%, оценивает основательница сети ресторанов «Простые вещи New Vintage» Ирина Ходзинская. При этом, по ее словам, количество постоянных гостей увеличилось на 10% «и это та целевая аудитория, которая посещает рестораны не реже чем два-три раза в неделю».

На 4 п.п., до 48%, уменьшилась доля работающих россиян, которые предпочитают носить обеды в офис из дома, следует из опроса Nielsen. Российские работники стали чаще ходить на обед в ближайшее кафе или рестораны: в 2016 году их стало 26%, при том что в 2015 так поступал 21%.

Эти данные, впрочем, идут вразрез с исследованием NPD, согласно которому россияне стали реже обедать в ресторанах: заказы бизнес-ланчей в российских ресторанах по итогам 2016 года сократились на 48% по сравнению с 2015-м, а общее число визитов в дневное время — на 23%.

Эксперты предлагают объяснение этим противоречиям. На ресторанном рынке, особенно в московском регионе, действительно заметно оживление, и оно связано с так называемым отложенным спросом, говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. Россияне экономили в течение нескольких лет и наконец начали позволять себе больше, поясняет он. При этом их реальные доходы не выросли, так что фактор можно считать психологическим. Если к концу 2017 года реальное финансовое положение россиян не улучшится, нынешние признаки оживления рынка сойдут на нет, считает Петраков.

В​ январе 2017 года Росстат впервые с 2014-го зафиксировал рост реальных доходов россиян: в​ годовом исчислении они выросли на 8,1%. Однако в феврале вновь снизились на 4,1% год к году.