Эксперты ПМЭФ оценили эффект от создания единого Росалкогольтабакконтроля

Обновлено 15 октября 2023, 12:07
Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС

Проблема незаконного оборота продуктов охватывает все сферы промышленности и торговли, но больше всего она касается алкоголя, лекарств и табака. Об этом рассказала замминистра промышленности и торговли России Екатерина Приезжева на сессии «Борьба с контрафактом как общее дело всей страны» в рамках ПМЭФ-2023.

По ее словам, при ориентации на сокращение проверочных, контрольных мероприятий нужно не допустить на рынок контрафакт и незаконный оборот продукции. На последних трех заседаниях соответствующей госкомиссии снижение нагрузки на проверяемых бизнесменов и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности являлись ключевыми вопросами, отметила Приезжева.

«С мораторием на проверки недобросовестные участники бизнеса почувствовали свою безнаказанность и с фальсификатом и контрафактом из нас сталкиваются практически все каждый день. <...> В этих условиях, на наш взгляд, единственный способ сократить контрафакт — это создание полноценной системы управления рисками», — сказала заместитель министра. Она добавила, что об этом говорится в новом законе о контроле, но «на сегодняшний момент сложно утверждаются сами индикаторы риска». При этом, по мнению Приезжевой, подакцизная продукция должна регулярно проверяться, несмотря на мораторий. «Растет доля оборота нелегальной табачной продукции, нам нельзя этого допускать, ведь снижение нелегального рынка табака только на 1 процентный пункт обеспечивает поступление 6,5 млрд руб. дополнительных акцизов в бюджет», — сказала замминистра.

Приезжева добавила, что президент России Владимир Путин принял решение наделить Роспотребнадзор полномочиями по контролю за соблюдением требований по обязательной маркировке в розничной торговле. Эксперимент проводился вместе с этим ведомством.

Замруководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Юрий Васильченко отметил, что индикаторы риска работают, «организации дают обратную связь» в части алкогольной продукции. Также Росалкогольрегулирование активно работает совместно с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, который также является создателем проекта национальной системы цифровой маркировки) в создании объединенной базы на основе ГИС МТ — государственной системы мониторинга.

«Федеральный закон, принятый по госрегулированию табака, свидетельствует о том, что та система мер, которую служба реализует в алкогольной продукции, будет применяться и в отношении табачной продукции», — сообщил Васильченко. Он уточнил, что на рынке табака много контрафакта, но выразил надежду, что служба справится. В свою очередь, председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин подчеркнул, что система «Честный знак» станет основой риск-ориентированного подхода. По его словам, контроль будет фокусироваться на недобросовестных компаниях, снижая нагрузку на легальных производителей.

Гендиректор «Международных услуг по маркетингу табака» Олег Барвин, в свою очередь, заявил, что сейчас нет сигналов к развороту тренда на уменьшение контрафакта табачной продукции. «Какие бы мы законодательные меры ни принимали, если нет контроля в рознице, то все равно будет находиться тот, кто будет обходить эти правила», — отметил Барвин. Он подчеркнул, что доля нелегальной продукции достигает 12–13% табачного рынка и в 2022 году нелегальный оборот вырос еще на 1 млрд сигарет.

Сергей Катасонов, сопредседатель экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции, заявил, что за последние пять лет Госдума приняла более 15 законов для регулирования табачной продукции. Он отметил, что закон «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» закрывает этот блок.

«Это и введение лицензирования, и создание нового контролирующего органа — Росалкогольтабакрегулирование, это наведение порядка с оборудованием, которое можно будет регистрировать, это и уничтожение этого оборудования», — сказал Катасонов. Сейчас была создана законодательная основа для лицензирования оборудования, его уничтожения, а также уничтожения контрафакта, отслеживание сырья. «Вопрос правоприменительной практики — он останется», — подчеркнул Катасонов, предложив вовсе исключить табачную и алкогольную продукцию из-под действия моратория на проверки бизнеса.

Он напомнил о законе, запрещающем несовершеннолетним покупать электронные сигареты (вейпы), который был принят в середине июня. «Мы приравняли никотинсодержащую продукцию к табаку по ограничениям. По рекламе, по доступу и так далее», — добавил он, уточнив, что вейпы были запрещены как никотинсодержащие продукты еще в 2020 году. По его словам, контроль за продукцией требует усилий и Роспотребнадзора, и правоохранительных органов.

То, что борьба с контрафактом, — это действительно «общее дело всей страны», уже сейчас видно из усилий и государства, и бизнеса, и правоохранительных органов, подытожил директор по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» Сергей Глушков. «Но если мы хотим, чтобы упомянутые выше проблемы отрасли не просто остались на одном уровне, а переломить тренд, необходима эффективная практика правоприменения «на земле», — заметил он. — Важно вовлечение регионов в борьбу с нелегальной торговлей. Одним из стимулов для них может стать перераспределение части табачных акцизов в регионы, ровно так же, как сейчас происходит с алкогольной отраслью». По словам Приезжевой, ее ведомство поддерживает принцип стимулирования регионов в борьбе с контрафактным табаком через перераспределение акцизов и в настоящий момент об этом ведутся дискуссии с представителями федерального Минфина.

Поделиться