Венчурный рынок по-азиатски: чем Индия интересна российским стартапам

Обновлено 13 мая 2024, 11:05

Венчурный рынок Индии — четвертый по объему в мире. При этом по уровню развития технологий страна отстает от России на несколько лет. И это открывает «окно возможностей» для российских фаундеров. Об особенностях венчурного рынка Индии рассказывает Дмитрий Махлин, партнер и директор по развитию HRlink и Entera Global

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Два прошедших года были сложными для венчурной индустрии во всем мире. Один из крупнейших рынков — индийский — снижался синхронно с другими регионами. По объему и количеству сделок он вернулся на уровень пандемийного 2020 года, следует из отчета India Venture Capital Report 2024 от Bain & Company. Тогда было зафиксировано 809 сделок на $10 млрд. В рекордный 2021 год стартапы получили $38,5 млрд инвестиций — почти вчетверо больше, чем годом ранее. В 2022 году объем инвестиций стал снижаться и составил $25,7 млрд (минус 36%), а в 2023-м рухнул до $9,6 млрд (в четыре раза меньше, чем в 2021 году, и в 2,6 раза — чем в 2022-м).

За два года почти вдвое уменьшилось количество сделок: с 1545 в 2021 году до 880 в 2023-м. Средняя сумма сделки также сократилась: с $24,9 млн до $10,9 млн. И этот показатель оказался меньше, чем в 2019 и 2020 годах ($14,7 млн и $12,4 млн соответственно).

Такие цифры — отражение осторожного отношения к рискованному капиталу со стороны инвесторов в Индии, как и во всем мире. На фоне падения инвестиционной активности в глобальном масштабе страна сохранила статус второго по величине венчурного рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе (после Китая) и четвертого в мире (первые два — США и Великобритания).

Российский венчурный рынок даже в самые успешные годы был в разы меньше: в 2021 году сервис The Venture Guide зафиксировал максимальные показатели — 287 сделок на $2,6 млрд. По итогам 2023 года российским стартапам удалось провести только 184 раунда на $118 млн — почти в десять раз меньше, чем в Индии. И это является главной причиной интереса российских фаундеров к этой стране. Однако рынок Индии весьма специфичен, и это нужно учитывать при планировании экспансии.

Как изменился рынок в 2023 году

На венчурный рынок Индии влияют как внутренние, так и глобальные факторы. В 2023 году устойчивая инфляция удерживала процентные ставки на высоком уровне. Ожидания снижения мирового ВВП, сокращение потребления и геополитическая неопределенность влияли на решения инвесторов.

Так, в 2023 году количество «мегараундов» (больше $100 млн) сократилось почти на 70% по сравнению с 2022 годом — с 48 до 15. Несколько крупных стартапов решили отложить привлечение инвестиций на фоне снижения оценок в краткосрочной перспективе.

Между тем количество мелких и средних сделок (менее $50 млн) сократилось не так сильно, на 45% — с 1501 до 852. Любопытно, что более стабильным сегментом оказались стартапы на ранней стадии: количество сделок снизилось почти в два раза, но доля стартовых раундов в общем объеме рынка увеличилась с 60 до 70%. Можно говорить о том, что инвесторы делают ставку на долгосрочные инвестиции. И это еще один любопытный фактор для российских фаундеров, которые могут рассчитывать на интерес индийских инвесторов к новым проектам.

Однако сокращение инвестиций сказалось на выживаемости бизнеса: в 2023 году более 35 тыс. стартапов закрылись. Ведущие стартапы уволили более 20 тыс. сотрудников.

Во что инвестируют в Индии

Высокотехнологичные секторы — потребительские технологии (продажи в b2c), финтех, программное обеспечение и SaaS (ПО как услуга) — оставались доминирующими в 2023 году и привлекли почти 60% финансирования ($5,6 млрд). Однако с 2022 года их значимость снизилась: инвесторы стали переключать внимание на традиционные отрасли, которые имеют значительный потенциал роста потребления (банковское дело, финансовые услуги и страхование, здравоохранение). Кроме этого, привлекают внимание новые направления, такие как производство электромобилей и генеративный искусственный интеллект (ИИ).

Финансирование сократилось во всех секторах. Так, инвестиции в потребительские технологии снизились на 70% по сравнению с показателем 2022 года. Больше всего пострадали EdTech, HealthTech и игровой сектор. Но в некоторых секторах есть сегменты, которые показали впечатляющий рост. Например, объемы сделок в d2c (продажи напрямую потребителю) выросли на 80% — именно этот сегмент инвесторы оценивают как наиболее перспективный.

В секторе программного обеспечения и SaaS в 2023 году оформился новый быстрорастущий сегмент — решения с искусственным интеллектом, которые привлекли $250 млн (в 2022 году — только $15 млн). Вложения в технологии для электромобилей стали более заметными: их доля выросла с 3 до 7% рынка.

Крупнейшими сделками 2023 года стали раунды стартапов PhonePe (цифровые платежи, $850 млн) и Lenskart (розничная сеть по продаже очков, $600 млн). В «единороги» (компании с капитализацией более $1 млрд) удалось выбиться только двум стартапам — сервису доставки продуктов Zepto и сервису кредитования InCred. Для сравнения: в 2021 году в Индии «родилось» 44 «единорога», в 2022-м — 23. Это говорит о том, что возможности для стремительного роста бизнеса в стране есть — и высоки шансы на возвращение прежних показателей рынка уже в ближайшей перспективе.

Кто инвестирует в Индии

Эксперты говорят о демократизации венчурного рынка: частные инвестиционные компании удвоили свою долю в общем объеме инвестиций, сравнявшись с ведущими венчурными компаниями.

В 2023 году более 90% средств было привлечено за счет локальных фондов (Creaegis, Trifecta Capital и другие). Более того, местные венчурные капиталисты запустили тематические фонды, ориентированные на инновационные проекты и секторы, включая устойчивое развитие ($150 млн от фонда Omnivore) и игры ($25 млн от фонда Lumikai, ориентированного на индустрию азартных игр). При этом наиболее активными были частные инвестиционные компании, а традиционные венчурные инвесторы и глобальные фонды максимально снизили активность.

Частные инвестиционные компании увеличили объемы инвестиций за счет участия в крупных сделках (например, ADIA вложила в Lenskart, Temasek — в производителя электротранспорта Ola Electric, General Atlantic — в PhonePe). Напротив, крупные венчурные инвесторы перешли к более мелким сделкам с суммой менее $50 млн.

Активность перекрестных фондов резко сократилась (с 57 до пяти сделок). Ключевые инвесторы — Tiger Global и SoftBank — существенно снизили активность.

Семейные фонды сократили число сделок вдвое, но обеспечили значительный приток капитала на ранних стадиях. Например, семейный фонд MEMG профинансировал сервисы электронной коммерции Bluestone и FirstCry, Sparta Group вложилась в производственную компанию Aequs.

Корпоративные венчурные фонды (CVC) продемонстрировали самый низкий уровень активности за последние пять лет (83 сделки — 9% от общего числа). Это говорит об осторожности корпораций в условиях сохраняющихся макроэкономических проблем.

Прогнозы на 2024 год

Как отмечают эксперты, после непростого 2023 года уровень зрелости индийского венчурного бизнеса заметно изменился. Инвесторы адаптировались к новым условиям, скорректировав инвестиционные стратегии и ужесточив требования к управлению. Они стали более избирательными, строго оценивая жизнеспособность бизнеса и его эффективность. Сместился фокус с «роста любой ценой» на прибыльность. Прогнозы на 2024 год вполне оптимистичны.

По ожиданиям экспертов Bain & Company, в ближайшей и среднесрочной перспективе ранее доминировавшие секторы (продажи b2c, программное обеспечение и SaaS) сохранят интерес инвесторов. Например, согласно исследованию Bessemer Venture Partners, рынок SaaS в Индии к 2030 году достигнет $50 млрд. Вполне вероятно, что Индия в ближайшие годы станет мировым лидером в области облачных вычислений. При этом будет расти интерес к новым направлениям, таким как агротехнологии, зеленая энергетика, инструменты искусственного интеллекта.

Аналитики ожидают, что в 2024 году разработчики искусственного интеллекта в Индии перейдут от проверки концепций и создания базовых моделей к прикладному внедрению своих инноваций. Одним из наиболее перспективных направлений для стартапов становится разработка потребительских приложений на базе искусственного интеллекта, адаптированных для индийского рынка. Генеративный ИИ позволяет создавать интуитивно понятные, удобные для пользователя персонализированные продукты. Они будут востребованы в EdTech, туризме, электронной коммерции, сфере медиа и развлечений. У таких стартапов есть потенциал произвести революцию в секторе потребительских приложений и привлечь инвестиции.

Оптимизм экспертов в отношении венчурного рынка объясняется позитивными ожиданиями по поводу экономического развития страны. Так, прогнозируется значительный рост внутреннего потребления: к 2030 году доходы на душу населения могут удвоиться (с $2,5 тыс. до $5,5 тыс. в год). Растет и численность рабочей силы (с 0,9 млрд в 2023 году до 1–1,1 млрд к 2030 году). На фоне растущей напряженности в торговле между Вашингтоном и Пекином, а также экономических проблем КНР — Индия становится альтернативой для глобальных компаний, стремящихся диверсифицировать свои цепочки поставок за пределы Китая.

Поделиться