Agile, KPI и резервные фонды: как российский бизнес строит планы

Обновлено 26 марта 2024, 14:11

Российские предприниматели, топ-менеджеры и эксперты из разных сфер бизнеса рассказали, как строить планы в условиях неопределенности, когда их стоит пересматривать и что помогает переживать кризисы с меньшими потерями

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

На Business Talk от РБК и МегаФон ПроБизнес представители малого и среднего бизнеса обсудили специфику планирования в текущих реалиях. Мероприятие прошло в рамках серии событий «Предпринимательский класс 2024». Собрали мнения экспертов о том, нужны ли сейчас бизнесу долгосрочные планы, как эффективнее отслеживать ситуацию на рынке и что делать, если компания столкнулась с финансовыми проблемами, к которым не была готова.

О необходимости планирования и возможных горизонтах

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Евгений Надоршин, экономист ПФ «Капитал»:

«Даже в текущей ситуации не вижу смысла строить планы на очень короткие сроки: несколько месяцев или даже полгода. Горизонт должен быть больше. Когда у вас есть проработанные четкие планы, вы будете лучше подготовлены к любому развитию ситуации. К сожалению, многие представители бизнеса не уделяют достаточного внимания планированию: крупные компании часто управляются в ручном режиме, как мелкий торговый ларек».

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Надежда Касатикова, основательница EN Beauty:

«План должен быть обязательно. Только он поможет понять цель, к которой должны стремиться не только владелец бизнеса, но и вся команда. При этом команда должна быть замотивирована выполнять этот план. К примеру, у нас большинство сотрудников получают небольшой фиксированный оклад и премию за выполнение KPI».

О принципах планирования

Евгений Надоршин, экономист ПФ «Капитал»:

«Очень полезный инструмент в прогнозировании — индекс потребительских настроений. Он поможет вам понять, что глобально происходит на рынке. Ведь если на ваш товар или услуги падает спрос, несложно догадаться, что и прибыль компании может просесть».

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Наталья Елхина, основатель бренда Progress Project (кейтеринг):

«В идеале у вас должно быть сразу несколько планов: например, рабочий, пессимистичный и оптимистичный. Тогда при любом развитии ситуации у вас будет четкий алгоритм действий, и кризис не застанет вас врасплох».

Вадим Колпастиков, исполнительный директор дивизиона «Малый и микро бизнес», «Сбер»:

«Крупным компаниям проще с планированием — у них могут быть целые отделы, которые занимаются этой задачей. Но в любом случае выполнением плана должны заниматься все подразделения, а не только, скажем, отдел продаж. Успешные предприниматели, как правило, подключают команду к обсуждению целей — считаю, это правильно».

Александр Осипов, директор по развитию облачных и инфраструктурных решений МегаФон ПроБизнес:

«Хорошая практика — это использование коротких шагов (итераций) с последующей корректировкой планов. В IT такая методология известна как Agile. Чем короче итерации, тем быстрее и проще получить обратную связь. В любом бизнесе можно найти множество метрик, которые позволяют объективно оценить эффективность тех или иных шагов. Например, «перекрасили» кнопку в приложении — сразу соберите обратную связь, как это сработало».

О реакции на неожиданные события

Наталья Елхина, основатель бренда Progress Project (кейтеринг):

«Предусмотреть все внезапные факторы нельзя, но можно быть к ним готовыми. Рекомендую изначально взять за правило распределять всю прибыль по фондам, в том числе необходимо предусмотреть резервный фонд — как раз на случай сильного падения спроса или других негативных неожиданностей. Размер фонда должен покрывать от трех до шести месяцев безубыточного существования вашей компании. Причем это должны быть легкодоступные деньги — например, депозит с возможностью снятия средств в любой момент».

Евгений Надоршин, экономист ПФ «Капитал»:

«Пересматривать планы после появления новых факторов на рынке — это нормально. Это можно и нужно делать. Только не забывайте не просто поменять план «на бумаге», но и реально довести обновленный вариант до сведения всех тех, кто будет задействован в выполнении».

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Вадим Колпастиков, исполнительный директор дивизиона «Малый и микро бизнес», «Сбер»:

«Если произошло что-то серьезное на рынке, прибыли нет, а кредит выплачивать нужно, не стоит паниковать. Первое, что нужно, — обратиться непосредственно в банк. Вам могут предоставить кредитные каникулы (приостановить платежи), реструктурировать кредит (например, увеличить срок или уменьшить платеж). Это поможет снизить нагрузку на бизнес и легче пройти кризис».

О киберрисках для бизнеса

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Александр Осипов, директор по развитию облачных и инфраструктурных решений «МегаФон ПроБизнес»:

«Когда вы составляете план для эффективной работы бизнеса, не забывайте о простых и важных вещах: например, обеспечении кибербезопасности. Для онлайн-бизнеса утечка данных или вирус на сервере могут нанести катастрофический урон. Я бы разделил защиту от киберугроз на три компонента. Первый — это цифровая гигиена абсолютно всех сотрудников. Они должны понимать, что нельзя кликать по сомнительным ссылкам, подключать чужие флешки, хранить пароли в общедоступных местах. Второй — работа IT-отдела. Около 70% всех кибератак используют уязвимости программного обеспечения, которые разработчики тут же закрывают с помощью патчей. Легкомысленное отношение к обновлению ПО заметно увеличивает риски. Третий — обязательное использование средств защиты. Сегодня даже необязательно иметь собственные ресурсы — все услуги можно покупать по сервисной модели».

Главная конференция в рамках серии событий «Предпринимательский класс 2024» пройдет у17 апреля в Центре событий РБК. На ней выступят генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук, девелопер, президент компании Agalarov Development, владелец города-курорта Sea Breeze Resort Эмин Агаларов, предприниматель и инвестор, эксперт в области продаж и оптимизации бизнес-процессов, основатель и CEO «Бери Заряд!» Кирилл Кулаков, директор по маркетингу ресторанов «Кофемания» Галина Затопляева и другие эксперты. Спикеры поделятся проверенными бизнес-стратегиями и способами справиться с кризисными ситуациями. Выбирайте один из двух тарифов и прокачайте свой бизнес с помощью инсайтов от успешных игроков.

Поделиться