Самолеты и турбины: как банки софинансируют крупнейшие проекты

Обновлено 10 октября 2023, 13:34

На пути к технологическому суверенитету проблемы с нехваткой кадров, технологий и особенно получением дешевых кредитов становятся острее. Разбираемся, кто и как поддерживает промышленность

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как оживляется российская промышленность

За десять месяцев 2022 года объемы промышленного производства в России остались на том же уровне, как и год назад. На фоне падения автопрома и машиностроения в январе-октябре наибольший рост был заметен в производстве лекарственных средств (+17,8% год к году), а также компьютеров, электронных и оптических изделий (+6,3%).

О сложностях говорили и банки, которые в крупном объеме кредитуют промышленные предприятия.

«Новые экономические условия затронули весь бизнес — включая промышленный сектор. Предприятия вынуждены оперативно перестраивать производственные цепочки и искать новых поставщиков. Новыми вызовами стали пересмотр всей инфраструктуры расчетов, неполучение выручки за уже поставленную продукцию, неопределенность сроков заключения новых контрактов. Доступность финансирования снизилась, учитывая рост ключевой ставки в марте и увеличившуюся нагрузку на бизнес. При этом обеспечение реального сектора дешевыми и длинными деньгами жизненно необходимо для решения задач импортонезависимости», — поясняла председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева.

При этом, по данным Росстата, 76% руководителей предприятий сырьевого сектора оценивают текущее экономическое положение своих бизнесов как стабильно удовлетворительное, а еще 14% рассчитывают на улучшение состояния их предприятий через полгода.

Как отметил в ходе июльского выступления в Госдуме глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, производство в обрабатывающей промышленности РФ по итогам текущего года может сократиться на 6%. Однако, по его словам, благодаря антикризисным мерам, разворачиваются проекты обратного инжиниринга и дополнительной поддержки НИОКРов по всей промышленности.

«Помимо одобренных комплексных программ в радиоэлектронике, авиастроении, автопроме реализован ряд точечных мер и по другим обрабатывающим отраслям», — отмечал глава ведомства.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Промышленность оживляется с лета — в июне индикатор бизнес-климата Банка России (отражает фактические, а также ожидаемые изменения в сфере производства и спроса) впервые с февраля вернулся в положительную область.

«Российская промышленность оказалась в ситуации, когда многие налаженные годами кооперационные связи и цепочки разорваны. Однако, по данным Центробанка, уже к концу июня половина предприятий, столкнувшихся со сложностями с импортными поставками критических комплектующих, смогли создать другие каналы обеспечения. По некоторым опросам, на начало октября почти 60% российских компаний нашли новых поставщиков сырья, почти 70% перешли на российских производителей, а 25% стали осуществлять закупки преимущественно у зарубежных поставщиков из дружественных стран», — отмечает первый заместитель председателя СоюзМаш России Владимир Гутенев.

Тем не менее Минэкономразвития ожидает в 2022 году снижения ВВП на 2,9%, а ЦБ РФ признает, что экономика вступает в структурную трансформацию. Важным ее аспектом является не только импортозамещение, но и стремление к технологическому суверенитету в системообразующих отраслях.

Как страна добивается технологической независимости

По оценкам авторов доклада «Новые контуры промышленной политики» ВШЭ, доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении в продукции текстильной, фармацевтической промышленности, электрооборудования, компьютеров, электронного и электрического оборудования, автотранспортных средств превышает 50%, в отдельных высокотехнологических секторах — 70%.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Чтобы добиться технологической независимости, правительство при подготовке федерального бюджета на 2023 год сформировало перечень из 162 направленных на импортозамещение проектов. На их реализацию до 2030 года планируется направить ₽5,2 трлн, привлеченных у инвесторов и через льготные кредиты.

Есть и другие меры поддержки: например, внедряется «налоговый маневр 2.0» для радиоэлектронной отрасли, предполагающий пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль, а в сентябре 2022-го была запущена промышленная ипотека. Для участия в программе Минпромторг отобрал Сбербанк, ВТБ, Новикомбанк и еще 13 банков, которые получат субсидии на выдачу льготных кредитов.

Кроме того, для привлечения капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности был принят закон о регулировании специальных инвестиционных контрактов.

Так или иначе, предоставление доступа к дешевым кредитам остается главным механизмом поддержки промышленности, а ключевыми проводниками — институты развития и банки, которые реализуют собственные программы поддержки.

Всего в 2022 году, по словам главы Минпромторга Мантурова, около 800 организаций привлекли кредитные средства на пополнение оборотных средств по льготной процентной ставке, 700 предприятий воспользовались грантовой поддержкой через региональные фонды развития промышленности.

«У нас большие, долгосрочные заказы на замещение импортного авиапарка. На строительство всех видов водного транспорта, ледокольного и рыбопромыслового флота. На поставку отечественного оборудования для нефтегазового и энергетического комплексов. А к радио- и микроэлектронике адресуют свои запросы практически все сферы экономики. Финансирование таких крупнейших заказов утверждено в бюджете на трехлетку», — отметил Мантуров.

Как институты развития и банки поддерживают предприятия

Один из основополагающих институтов поддержки — Фонд развития промышленности. В 2022 году он выдал более 190 займов на общую сумму порядка ₽85 млрд, при этом большинство касается проектов импортозамещения:

  • в машиностроении — 31 заем на ₽31,5 млрд;
  • в химии — 20 займов на ₽7,2 млрд;
  • в электронике и электрическом оборудовании — 11 займов на ₽15,1 млрд;
  • в металлообработке и металлургии — 12 займов на ₽3,2 млрд.

Кроме того, фонд оптимизировал ключевые программы — увеличил максимальные суммы и сроки займа, а долю минимального софинансирования, наоборот, уменьшил. Например, во флагманской программе «Проекты развития» максимальная сумма займа была увеличена вдвое, до ₽1 млрд, а доля минимального софинансирования снижена с 50% до 20%. Этими условиями могут воспользоваться предприятия, планирующие выпуск станков, цифровизацию процессов или диверсификацию производства для выпуска продукции гражданского назначения.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Займы ФРП должны быть обеспечены залогом оборудования, недвижимости, банковскими гарантиями или поручительствами юрлиц и субъектов РФ.

«В этом плане мы очень плотно работаем с Новикомбанком, который не только выдал несколько десятков гарантий, но и активно участвует в софинансировании проектов наряду с ФРП», — отмечают в фонде.

Так, например, Новикомбанк предоставил банковские гарантии предприятиям-поставщикам корпорации «Иркут», которые проводят НИОКР в рамках реализации ключевых проектов отечественного гражданского авиастроения — самолета МС-21 и SSJ New.

«Такие проекты можно реализовать только с поддержкой государства. При этом сами по себе меры поддержки не могут помочь промышленности, если банки не выступают эффективными проводниками инструментов субсидирования и льгот, интегрируя их в свои программы», — поясняет заместитель председателя правления Новикомбанка Алексей Кузнецов.

В целом, программа развития авиаотрасли — одна из наиболее заметных. На нее выделено ₽770 млрд. Программа подразумевает производство и поставку на российский рынок 1036 отечественных самолетов и 764 вертолетов, запуск серийного производства SSJ New и МС-21, разработку и производство авиадвигателей.

Shutterstock
Фото: Shutterstock

МС-21

«На примере программ МС-21 и Superjet можно видеть, что проекты в области импортозамещения получили мощнейший импульс. Предприняты срочные и экстраординарные меры, как в части запуска НИОКР, так и в части подготовки производства для освоения импортозамещающей номенклатуры продукции. Аналогичная ситуация и в вертолетостроении. В двигателестроении зависимость от иностранных комплектующих была ниже, но там остро встала задача увеличения серийности выпуска перспективных двигателей ПД-14, ПД-8, ВК-650В и других.

вертолет «Ансат»

Cегодня российским авиастроителям полностью принадлежит большой российский рынок, на который нужно поставить многие сотни самолетов и вертолетов. С учетом того, что государство намерено реализовать механизмы господдержки поставок авиатехники, это будет означать стабильную загрузку предприятий на годы вперед», — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Однако не все проекты могут получить льготные кредиты, потому что не всегда попадают под программы развития, и в этом случае важна роль поддержки от самого банка. Алексей Кузнецов приводит пример: ФРП в основном финансирует приобретение оборудования, а Новикомбанк помогает увеличить производственные площадки за счет нового строительства и предоставляет оборотные средства на текущую деятельность.

Всего в 2022 году в портфеле Новикомбанка — более 40 сделок по софинансированию проектов и обеспечению займов по линии ФРП, более 200 сделок с Корпорацией МСП по льготным кредитам малого и среднего бизнеса, а также кредиты на сумму более ₽40 млрд по программам Минпромторга. В тех случаях, где размер капитала не позволяет самостоятельно финансировать весь проект, банк выступает организатором или участником синдицированного кредитования, а также предлагает собственные программы.

Например, летом банк разработал программу льготного кредитования системообразующих предприятий в сфере промышленности по ставке 5% годовых. Только в III квартале банк профинансировал бизнес на ₽150 млрд, а корпоративный кредитный портфель вырос на 8% — до ₽440 млрд.

Не только деньги

По словам Олега Пантелеева, есть и другие факторы, которые будут определять успех программ поддержки и, в частности, в области авиастроения. Первый — обеспеченность кадрами, где требуется взаимодействие с профильными ведомствами, регионами. Второй — формирование нормативно-правовой и нормативно-технической базы. «Авиапромышленность нуждается в срочном обновлении базы стандартов, и в этом направлении мы видим, увы, недостаточно активное движение», — отмечает Пантелеев.

Другой момент, который требует особого внимания — создание сквозных технологий. Как отмечает Владимир Гутенев, необходима трансформация в фундаментальной и прикладной науке, которая обеспечит воплощение накопленных знаний в реальные изобретения и серийные продукты в сжатые сроки.

«Для принятия оперативных, системных и синхронизированных решений по межведомственному треку необходимо создать структуру, аналогичную советскому Госкомитету по науке и технике, усилить взаимодействие между ведущими вузами и корпорациями. Продолжением данной работы должно стать воссоздание отраслевых НИИ. В условиях возрастающего спроса на прорывные технологии и инновации это внесет большой вклад в обеспечение устойчивого развития экономики и повышение конкурентоспособности российских предприятий», — предлагает первый заместитель председателя СоюзМаш России.

Поделиться