В пресс-службе Центрального банка отказались от комментариев.
Бум телефонного мошенничества
Число мошеннических звонков в России с начала года достигло 15 млн, сообщал Сбербанк. За этот период банк зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, что превышает показатель 2017 года более чем в 30 раз и более чем вдвое — показатель 2019 года. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — говорил представитель Сбербанка.
По данным Банка России, за 2020 год мошенники украли у банковских клиентов около 9 млрд руб. В основном они используют телефонные звонки от якобы «службы безопасности банка», с помощью которых убеждают людей раскрыть данные для доступа к счету или самостоятельно перевести деньги на счет злоумышленников. ЦБ за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что почти в четыре раза превышает показатель за аналогичный период 2019 года. Около 80% злоумышленников звонили гражданам с подменных номеров банков.
В феврале ЦБ рекомендовал банкам активнее предупреждать своих клиентов о мошенниках и использовать для этого все возможные способы.
В конце 2020 года крупнейшие банки и сотовые операторы начали запускать платформы по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками. Такие платформы осуществляют обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. В случае обнаружения мошеннических номеров банк может приостановить нехарактерные для клиента операции по карте после подозрительного звонка до выяснения обстоятельств.
Поможет ли вознаграждение поймать телефонных мошенников
Инициатива платить за информацию о мошенниках в целом правильная, в этом вопросе хороши все правовые методы, говорит директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов. Но кибермошенничество стало слишком легким и выгодным «бизнесом», поэтому без ужесточения наказаний за такого рода преступления побороть мошенников будет сложно, отмечает он.
Вознаграждение за информацию не поможет существенно улучшить ситуацию с телефонным мошенничеством, считает руководитель отдела информационной безопасности Райффайзенбанка Денис Камзеев. Основная сложность здесь не столько в получении информации, сколько в последующей работе с ней, добавляет представитель Тинькофф Банка: «Технологии подмены номера легкодоступны, и злоумышленникам не составляет особого труда корректировать номера, с которых совершается вызов».
Представитель банка «Открытие» оценивает эффективность такой меры как низкую, поскольку «современные средства IP-телефонии позволяют очень многое, чтобы обеспечить анонимность звонящего». «Технически вычислить реального абонента без каких-либо специальных средств невозможно, поэтому граждане сейчас беззащитны перед телефонными мошенниками», — говорит он. Сам банк не планирует платить клиентам за подобную информацию.
Инициатива вряд ли побудит самих мошенников сдавать друг друга, считает глава блока специальных сервисов Infosecurity a Softline Company Сергей Трухачев. «Призрачная возможность получить миллион навсегда закроет им путь в криминальный бизнес. Данная новость быстро распространится по теневым ресурсам, и подобные люди попадут в черные списки, с ними просто никто не будет работать», — объясняет он. Кроме того, подавляющее большинство банковских мошенничеств совершается участниками организованных преступных групп, действующих с территории сопредельных государств, добавляет эксперт. Рядовому участнику невыгодно выдавать своего работодателя, а доходы работодателя несоизмеримы с предлагаемым миллионом.
Информация может помочь найти преступников, но это ответственность правоохранительных органов, говорит Камзеев. В органах МВД с недавнего времени существует специальная база данных ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество», в которой собираются все сведения по раскрытым и нераскрытым киберхищениям, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин. «Система помогает выявлять причастность одних и тех же лиц к разным эпизодам преступлений по всей стране. Эффективность работы данной системы напрямую зависит от количества собранной информации», — рассказывает адвокат. Он считает положительной любую инициативу, направленную на рост количества обращений в правоохранительные органы. Однако эффективность расследования киберпреступлений пока находится на невысоком уровне, добавляет Добрынин: по данным Генпрокуратуры, раскрываемость ИT-преступлений составляет менее 40% от общего числа зарегистрированных случаев.
«Расследование таких преступлений требует от сотрудников органов оперативности, расторопности и тесного взаимодействия с кредитными организациями и операторами платежных систем. На настоящий момент с точки зрения законодательного регулирования эта система не отлажена», — отмечает адвокат.