Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Россияне взяли рекордное с 2017 года число кредитов на покупку товаров

Как на аномальный рост могла повлиять мобилизация
Frank RG: количество выданных товарных кредитов достигло максимума почти за пять лет
В октябре россияне взяли 1,29 млн кредитов на покупку товаров, оценили в Frank RG. Это максимум почти за пять лет. Повышенный спрос эксперты объясняют сезонностью, акциями банков и покупками инвентаря для мобилизованных
Фото: Алексей Бычков / Global Look Press
Фото: Алексей Бычков / Global Look Press

В октябре 2022 года в России заметно активизировались выдачи кредитов населению на покупку товаров (POS-кредитов), следует из данных аналитической компании Frank RG, поступивших в РБК. За месяц банки заключили с потребителями 1,29 млн таких договоров, что стало рекордом с декабря 2017 года. Объем предоставленных ссуд достиг 37,5 млрд руб. — это максимум с начала года.

По сравнению с сентябрем выдачи POS-кредитов в денежном выражении подскочили на 30,7% (максимум с мая), а в количественном — на 16,1% (максимум с июня). Это нетипичная динамика: в предыдущие годы в октябре продажи товарных кредитов не показывали таких высоких темпов роста, а в этом году в отчетный месяц во всех остальных сегментах розницы наблюдался спад выдач.

Банки также увеличили средний размер одобряемых POS-кредитов: средний чек вырос на 12,6% и достиг 29,1 тыс. руб. против 25,8 тыс. руб. в сентябре.

Россияне взяли рекордное с 2017 года число кредитов на покупку товаров

С чем может быть связан всплеск выдач товарных кредитов

«Сезонный рост спроса в POS-сегменте традиционно приходится на вторую половину года начиная с сентября-октября», — говорит старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Игорь Алексеев.

Похожие локальные всплески спроса наблюдаются разве что в августе перед началом учебного года или в преддверии праздников, возражает аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова. Она полагает, что октябрьские выдачи POS-кредитов обеспечил повышенный спрос россиян на определенные группы товаров.

«Я затрудняюсь найти иное объяснение такому всплеску POS-кредитования, нежели объявленная частичная мобилизация», — говорит независимый эксперт Ольга Ульянова. Она допускает, что ссуды могли оформляться при покупке товаров, необходимых военнослужащим.

Суровикин доложил Шойгу об обеспечении мобилизованных
Политика
Сергей Суровикин

21 сентября президент Владимир Путин объявил в России частичную мобилизацию для ведения военной операции на Украине. Почти сразу магазины зафиксировали рост спроса на обувь, одежду и товары, которые используются в походных условиях. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила «случаи существенного повышения стоимости» армейской экипировки и другой военной продукции, а сенатор Людмила Нарусова призвала разобраться с ростом цен на бронежилеты в 20 раз.

Что об этом говорят сами кредиторы

РБК направил запрос в банки, специализирующиеся на POS-кредитовании, — Почта Банк, «Ренессанс Кредит», «Хоум Кредит», ОТП Банк и МТС-банк.

  • В «Хоум Кредите» сообщили о росте выдач товарных ссуд в полтора раза в годовом выражении. «Этому способствовал ряд внешних факторов — сезонность, продолжающееся снижение инфляционного давления в экономике и низкая ключевая ставка, рост предложения банками беспроцентных рассрочек, а также прочие факторы, стимулировавшие потребительскую активность», — утверждает директор по развитию партнерского бизнеса Банка Хоум Кредит Ирина Жимерина.
  • Вице-президент Почта Банка Андрей Павлов говорит, что в октябре спрос на POS-кредиты «соответствовал сезонному уровню». «Он был ниже, чем в октябре прошлого года, но сопоставим с показателями двух предыдущих месяцев. Мы не наблюдали ажиотажа среди покупателей и повышенного спроса на спортивные товары и одежду», — добавил он.
  • Остальные кредитные организации не ответили на запросы РБК.

РБК также направил запрос игрокам, чьи продуктовые предложения конкурируют с POS-кредитами.

В Совкомбанке, который предлагает клиентам карту рассрочки «Халва», сообщили, что рост покупок по ней в октябре составил 9% по сравнению с сентябрем. «Из ключевых категорий более заметно выросли покупки в категории «Мебель и товары для дома» — на 15%», — сказал управляющий директор Совкомбанка Александр Дворский. BNPL-сервисы «Долями» (группа «Тинькофф») и «Сплит» («Яндекс»), предлагающие потребителям оплачивать покупки по частям, не ответили на вопросы РБК.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (—)
Инвестиции, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (—)
Инвестиции, 16:32
Команда беженцев из 36 человек выступит на Олимпиаде со своей эмблемой Спорт, 16:39
В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник Политика, 16:38
Истории таксистов, спасших жизнь пассажирам РБК и Яндекс Go, 16:37
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации Pro, 16:36
Российский аналог WMware купил своего конкурента Технологии и медиа, 16:31
В Ульяновске задержали стрит-арт-художника за оскорбление верующих Общество, 16:29
В НХЛ подписали контракт со вторым челябинским вратарем за два дня Спорт, 16:23
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Названа десятка лидеров по объемам строительства жилья в Москве Недвижимость, 16:09
Доработки лишь за деньги: как найти IT-команду и описать бюджет проекта Pro, 16:02
МВД объявило экс-министра юстиции Украины Петренко в розыск Политика, 16:02
Апелляция утвердила решение суда о продлении ареста Беркович и Петрийчук Политика, 16:00
ВСУ ввели в бой резервы из-за войск России у Очеретино Политика, 15:46
Украинские военные оценили пользу от принудительно мобилизованных Политика, 15:44
Raiffeisen не стал назначать цели после предупреждения из-за России Финансы, 15:40