Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Россияне взяли рекордное с 2017 года число кредитов на покупку товаров

Как на аномальный рост могла повлиять мобилизация
Frank RG: количество выданных товарных кредитов достигло максимума почти за пять лет
В октябре россияне взяли 1,29 млн кредитов на покупку товаров, оценили в Frank RG. Это максимум почти за пять лет. Повышенный спрос эксперты объясняют сезонностью, акциями банков и покупками инвентаря для мобилизованных
Фото: Алексей Бычков / Global Look Press
Фото: Алексей Бычков / Global Look Press

В октябре 2022 года в России заметно активизировались выдачи кредитов населению на покупку товаров (POS-кредитов), следует из данных аналитической компании Frank RG, поступивших в РБК. За месяц банки заключили с потребителями 1,29 млн таких договоров, что стало рекордом с декабря 2017 года. Объем предоставленных ссуд достиг 37,5 млрд руб. — это максимум с начала года.

По сравнению с сентябрем выдачи POS-кредитов в денежном выражении подскочили на 30,7% (максимум с мая), а в количественном — на 16,1% (максимум с июня). Это нетипичная динамика: в предыдущие годы в октябре продажи товарных кредитов не показывали таких высоких темпов роста, а в этом году в отчетный месяц во всех остальных сегментах розницы наблюдался спад выдач.

Банки также увеличили средний размер одобряемых POS-кредитов: средний чек вырос на 12,6% и достиг 29,1 тыс. руб. против 25,8 тыс. руб. в сентябре.

Россияне взяли рекордное с 2017 года число кредитов на покупку товаров

С чем может быть связан всплеск выдач товарных кредитов

«Сезонный рост спроса в POS-сегменте традиционно приходится на вторую половину года начиная с сентября-октября», — говорит старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Игорь Алексеев.

Похожие локальные всплески спроса наблюдаются разве что в августе перед началом учебного года или в преддверии праздников, возражает аналитик банковских рейтингов НРА Наталия Богомолова. Она полагает, что октябрьские выдачи POS-кредитов обеспечил повышенный спрос россиян на определенные группы товаров.

«Я затрудняюсь найти иное объяснение такому всплеску POS-кредитования, нежели объявленная частичная мобилизация», — говорит независимый эксперт Ольга Ульянова. Она допускает, что ссуды могли оформляться при покупке товаров, необходимых военнослужащим.

Суровикин доложил Шойгу об обеспечении мобилизованных
Политика
Сергей Суровикин

21 сентября президент Владимир Путин объявил в России частичную мобилизацию для ведения военной операции на Украине. Почти сразу магазины зафиксировали рост спроса на обувь, одежду и товары, которые используются в походных условиях. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила «случаи существенного повышения стоимости» армейской экипировки и другой военной продукции, а сенатор Людмила Нарусова призвала разобраться с ростом цен на бронежилеты в 20 раз.

Что об этом говорят сами кредиторы

РБК направил запрос в банки, специализирующиеся на POS-кредитовании, — Почта Банк, «Ренессанс Кредит», «Хоум Кредит», ОТП Банк и МТС-банк.

  • В «Хоум Кредите» сообщили о росте выдач товарных ссуд в полтора раза в годовом выражении. «Этому способствовал ряд внешних факторов — сезонность, продолжающееся снижение инфляционного давления в экономике и низкая ключевая ставка, рост предложения банками беспроцентных рассрочек, а также прочие факторы, стимулировавшие потребительскую активность», — утверждает директор по развитию партнерского бизнеса Банка Хоум Кредит Ирина Жимерина.
  • Вице-президент Почта Банка Андрей Павлов говорит, что в октябре спрос на POS-кредиты «соответствовал сезонному уровню». «Он был ниже, чем в октябре прошлого года, но сопоставим с показателями двух предыдущих месяцев. Мы не наблюдали ажиотажа среди покупателей и повышенного спроса на спортивные товары и одежду», — добавил он.
  • Остальные кредитные организации не ответили на запросы РБК.

РБК также направил запрос игрокам, чьи продуктовые предложения конкурируют с POS-кредитами.

В Совкомбанке, который предлагает клиентам карту рассрочки «Халва», сообщили, что рост покупок по ней в октябре составил 9% по сравнению с сентябрем. «Из ключевых категорий более заметно выросли покупки в категории «Мебель и товары для дома» — на 15%», — сказал управляющий директор Совкомбанка Александр Дворский. BNPL-сервисы «Долями» (группа «Тинькофф») и «Сплит» («Яндекс»), предлагающие потребителям оплачивать покупки по частям, не ответили на вопросы РБК.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 30 марта
EUR ЦБ: 99,53 (-0,18)
Инвестиции, 16:47
Курс доллара на 30 марта
USD ЦБ: 92,37 (+0,1)
Инвестиции, 16:47
В Таиланде умер россиянин, впавший в кому после задержки рейса Общество, 17:25
Главком ВСУ заявил о тжелой ситуации на фронте Политика, 17:23
В Москве арестовали девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Политика, 17:22
Ротенберг подарит ₽1 млн пострадавшему в теракте 8-летнему хоккеисту Спорт, 17:20
Двойные налоги и низкие ставки: что сдерживает развитие фриланса в России Pro, 17:14
Социальной рекламе пропишут алгоритмы Пресс-релиз, 17:13
Более 50% французов назвали в соцопросе страну неготовой к Олимпиаде Спорт, 17:04
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Сотрудника посольства Молдавии вышлют из России Политика, 17:03
В Генштабе пообещали не направлять срочников в зону спецоперации Политика, 16:57
Как отойти от дел и не потерять бизнес. Собираем совет директоров Pro, 16:53
Муфтий наградил медалью спасавшего посетителей «Крокуса» подростка. Видео Общество, 16:48
КХЛ объявила о продлении следующего сезона до мая Спорт, 16:46
В Москве по делу об экстремизме арестовали журналистку Sota Vision Политика, 16:46
Тренер Хаби Алонсо объявил о решении остаться в «Байере» Спорт, 16:36