Олег Тиньков урегулирует претензии налоговой США за $506 млн
На слушаниях в Окружном суде Северной Калифорнии были раскрыты условия мирового соглашения между основателем группы TCS (владеет Тинькофф Банком, «Тинькофф Страхованием» и другими активами холдинга) Олегом Тиньковым и Министерством юстиции США. Сумма штрафа для Олега Тинькова составит $506,8 млн, объявила представитель обвинения в ходе слушаний, которые транслировались на сайте суда.
Она объяснила, что сумма соглашения сложилась следующим образом: $240 млн — это сумма налоговых потерь США от действий бизнесмена в 2013 году, а с учетом процентов и штрафов эта сумма возрастает до $448 млн. Кроме того, у Тинькова обнаружились дополнительные налоговые обязательства.
Как уточнил Минюст США, соглашение также предусматривает лишение свободы, но в качестве наказания будет засчитан уже отбытый срок (Тиньков, находясь в Лондоне, в прошлом году был ограничен в передвижениях). Среди других мер — надзор в течение года и штраф в $250 тыс.
Представитель Тинькова заявил РБК, что бизнесмен не планирует сокращать пакет в TCS Group для выплаты штрафа. «Олег имеет достаточно средств, чтобы целиком выплатить штраф сейчас без необходимости продавать свои акции TCS», — сказал он.
На слушаниях, за ходом которых следил РБК, судья Джон Стивен Тайгар спросил Тинькова о том, считает ли он соглашение хорошей сделкой и осознает ли все последствия, достаточно ли ему было времени, чтобы ознакомиться с документами. Тайгар отметил, что не принимает сделку о признании вины от обвиняемых, которые считают себя невиновными.
Представитель обвинения предупредила, что, если Тиньков будет признан виновным в тяжком преступлении, в случае получения гражданства США в дальнейшем он может быть лишен ряда гражданских прав, например права голосовать, занимать публичные должности, быть присяжным и приобретать оружие.
Суду еще предстоит утвердить озвученные на заседании условия соглашения. Олег Тиньков в ходе слушаний признал вину по одному из пунктов обвинения (это часть соглашения), хотя днем ранее заявлял о своей невиновности.
Соглашение подразумевает, что $506 млн будут выплачены до вынесения приговора. Судья решил отложить решение об утверждении соглашения на 29 октября, чтобы подтвердить отсутствие у адвоката Тинькова криминальной истории в США (хотя он и выразил уверенность в том, что ее нет). Он также признался, что впервые встретился с такой медицинской историей, как у Тинькова.
Адвокат Тинькова уточнил, что тот может выплатить штраф в течение пяти рабочих дней.
О том, что стороны достигли соглашения, РБК писал 18 сентября. В документах, направленных в суд, представители Тинькова и Минюста США указывали, что отсрочка заключения мирового соглашения могла бы нанести ущерб интересам американского правосудия. Условия договоренностей при этом не раскрывались.
Что не устроило Налоговую службу США
О претензиях американских налоговиков к Тинькову стало известно в феврале 2020 года. Минюст США еще в сентябре 2019-го предъявил Тинькову обвинения в передаче недостоверной налоговой отчетности и подделке документа о выходе из гражданства США. По версии ведомства, Тиньков при отказе от гражданства в 2013 году передал налоговой отчетность, в которой говорилось, что его доход за тот год составил $205 тыс., а также заявление об экспатриации, в котором было указано, что состояние бизнесмена составляет $300 тыс. Налоговый ущерб США оценивается примерно в $500 млн, сообщил на слушаниях судья. Не считая процентов и штрафов, ущерб составил не менее $240 млн, следует из слов представителя обвинения.
Тиньков подал документы на выход из гражданства США 28 октября 2013 года. За три дня до этой даты TCS Group провела IPO. В ходе размещения компании Тинькова продали часть акций группы, выручив за них $199 млн. Учитывая, что компании Тинькова продолжали контролировать группу, на 27 октября его состояние превысило $1 млрд, говорилось в обвинительном заключении.
В конце февраля Налоговая служба США потребовала экстрадиции Тинькова, который на тот момент находился в Лондоне. Бизнесмен остался на свободе, выплатив залог в £20 млн, но его ограничили в передвижениях. Вскоре после этого он объявил, что болен лейкемией, в июле Олегу Тинькову сделали операцию по трансплантации костного мозга, а в декабре он сообщил о полной ремиссии. В заседаниях в США бизнесмен не участвовал в связи с болезнью, уточняется в судебных документах.
«Олег Тиньков благодарит суд за решение всех спорных вопросов в духе справедливости и гуманизма. Это позволит ему сосредоточить свои силы на борьбе с болезнью», — говорится в заявлении его адвокатов, поступившем в РБК.
Как Тиньков может выплатить штраф
В рейтинге Forbes по итогам 2020 года Олег Тиньков занимает 27-е место с состоянием $4,7 млрд. Предприниматель заявлял, что не планировал продавать акции TCS для урегулирования претензий в США. «Продавать акции, чтобы заплатить штраф США за мои «ошибки молодости», мне не нужно, у меня полно кеша», — писал он в своем Instagram. В прошлом декабре миллиардер взял на себя юридическое обязательство не продавать бумаги в течение полугода, а позднее продлил его как минимум до 10 декабря 2021 года, следует из раскрытия TCS Group на Лондонской фондовой бирже.
Как ранее писал РБК, компании Rigi Trust и Bernina Trust, через которые семья Тинькова контролирует долю в TCS, могли получить от компании в 2020 году около $64,4 млн дивидендов, а всего с 2018 года — около $215 млн. Кроме того, в конце прошлого года Rigi Trust продала акции TCS на общую сумму около $325 млн. Тиньков заявлял, что «осуществлял эту продажу в том числе и по личным причинам», в частности «для урегулирования личных юридических проблем». Часть суммы от продажи (около $200 млн) должна была пойти на запуск благотворительного фонда семьи Тиньковых, призванного решать проблемы рака крови.
Юристы, опрошенные РБК, отмечали, что мировые соглашения по налоговым спорам в США — стандартная практика, Минюст и суды обычно утверждают эти договоренности. Такие документы обычно включают полное или частичное признание вины в обмен на гарантии отказа от уголовного преследования. Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев называл практику соглашений с американскими налоговиками рутиной.
«Первое — налогоплательщик признает свою вину в неуплате налогов, полностью или частично; второе — он уплачивает сумму доначисленных налогов в согласованном с Минюстом размере; третье — уголовное преследование налогоплательщика прекращается; четвертое — такое соглашение между налогоплательщиком и Министерством юстиции подлежит утверждению судом», — объяснил он схему действия таких соглашений.
«Суд приступил к утверждению соглашения Тинькова с Минюстом США, и суд в таких делах, как правило, выступает на стороне Министерства юстиции, легитимизируя достигнутые соглашения», — подтверждает управляющий партнер юридической компании Vegas Lex Александр Ситников, добавляя, что суду может потребоваться несколько заседаний для изучения всех документов и утверждения деталей.
Сумму штрафа юрист объясняет тем, что «Штаты исповедуют принцип zero tolerance к нарушениям в области налогового законодательства». «В случае с Тиньковым важно, что речь идет о штрафе и отсутствии других наказаний — например, реального тюремного срока, как мы часто видим с селебрити, спортсменами и прочими значимыми нарушителями в налоговых кейсах в США», — объясняет он. Иными словами, в случае с Тиньковым «проблема, которую можно решить за деньги, — это не проблема, а расход», говорит Ситников. По его словам, какой-либо устоявшейся практики или стандартов штрафов и процентов, когда речь идет об особой процедуре — соглашении с Министерством юстиции, не существует.