Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Минске признали снижение экспорта на $14 млрд из-за санкций и Украины Экономика, 16:15
Почему мы видим сны: 5 теорий Pro, 16:09
Заксобрание Петербурга отказалось осуждать закон о дискредитации армии Политика, 16:07
Евро и доллар на Мосбирже резко подорожали Инвестиции, 16:06
В ООН предупредили о дефолте в 70 странах из-за конфликта на Украине Политика, 16:03
Военная операция на Украине. Главное Политика, 16:02
Минцифры пообещало лишить льгот компании, уволившие сотрудников-украинцев Бизнес, 16:00
Кудрин призвал власти не торопиться выходить из международных соглашений Политика, 15:59
Адвокат заявил об изъятии у Додона «небольших сумм» и скидочных карт Политика, 15:57
«Сибирскую генерирующую компанию» заподозрили в манипулировании ценами Бизнес, 15:57
Шлепанцы, бургер, тушь: что мешает людям водить машину Партнерский проект, 15:55
В МИДе заявили, что готовы к международным переговорам о зерне с Украины Политика, 15:54
Вратарь сборной России толкнул болбоя в стыковом матче за путевку в РПЛ Спорт, 15:53
Матвиенко предостерегла от «охоты на ведьм» против осудивших спецоперацию Политика, 15:51
Экономика ,  
0 

Эксперты оценили реалистичность плана Орешкина по разгону экономики

Радикальное торможение роста потребкредитов, на которое рассчитывает Минэкономразвития, может негативно сказаться на экономике, предупредили эксперты
Максим Орешкин
Максим Орешкин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Минэкономразвития по поручению правительства подготовило и внесло в правительство план дополнительных мер для ускорения роста экономики из восьми направлений. Подробности некоторых из них глава министерства Максим Орешкин рассказал в интервью РБК.

Одна из национальных целей, установленных майским указом президента, — достичь темпов роста ВВП выше 3% к 2024 году. В 2018 году Росстат оценил рост ВВП в 2,3%. По итогам 2019 года Минэкономразвития ожидает 1,3%, в 2020 году — 1,7% по базовому сценарию и 2,1% по целевому.

Ограничить рост потребкредитов

Минэкономразвития настаивает на необходимости ограничить рост необеспеченного потребительского кредитования. Сейчас он превышает 20%, значительно опережая рост зарплат. Банк России с 1 апреля вводит меры по замедлению роста по новым кредитам. По прогнозу ЦБ, потребкредитование должно замедлиться до 10% в следующем году, Минэкономразвития рассчитывает на 4–5%.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, прогноз ЦБ более реалистичный. «Темпы 10–15% позволят домохозяйствам оплачивать текущие кредиты и дополнительно не затягивать пояса», — отметила Орлова. Дело в том, что свыше половины текущего роста потребкредитов связано с необходимостью оплачивать проценты — население вынуждено брать новые кредиты, чтобы гасить старые, пояснила Орлова.

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»
Экономика
Максим Орешкин

«Если рост потребкредитования замедлится более радикально, чем до 10%, домохозяйства будут вынуждены сократить потребление, и эффект на экономический рост может быть негативным», — считает Орлова.

Pro
Когда щедрость работодателя к выплатам премий заинтересует ФНС — кейсы
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов
Pro
Фото: David McNew / Getty Images Как сильно стагфляция может ударить по экономике в 2022 году
Pro
Фото: Shutterstock Alibaba торгуется по рекордно низкой цене. Стоит ли покупать
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Фото: Shutterstock Риск вечного «медвежьего» рынка реален. В каких акциях пересидеть падение
Pro
Фото: Christian Charisius / Reuters Не все деньги должны работать: как создать в компании резервный фонд
Pro
В России — новые правила гособоронзаказа. Кому стало невыгодно работать

Логика Орешкина такова: допуская чрезмерный рост потребкредитования, ЦБ невольно сохраняет инфляционные риски, поэтому должен выше держать ключевую ставку. Из-за этого сдерживается ипотечное и корпоративное кредитование, инвестиций становится меньше. Спрос на труд снижается, динамика реальных доходов населения замедляется.

Повысить стимулы для инвестиций

По поручению президента доля инвестиций в основной капитал должна достичь 25% от ВВП к 2024 году. Однако по итогам 2018 года объем инвестиций увеличился лишь на 4,3%, а их доля к ВВП, наоборот, упала ниже уровня 2011 года, составив лишь 20,6%.

Стимулировать бизнес вкладывать деньги могут налоговые льготы и стабильные условия. По словам Орешкина, практически готова финальная версия законопроекта Минфина о соглашениях по защите капиталовложений. В инвестпроекты бизнес заманят стабилизационной оговоркой — гарантиями от неблагоприятного изменения законодательства, налоговых и тарифных условий. Также Минэкономразвития разработало законопроект для наведения порядка в многочисленных преференциальных режимах.

Медведев отправил нормативные акты СССР под «регуляторную гильотину»
Политика
Дмитрий Медведев

Регионам будет разрешено снижать налог на прибыль для активно инвестирующих компаний. Но пока лишь 14 регионов ввели такой вычет, а воспользовались льготой лишь две компании Ханты-Мансийского автономного округа. Непопулярность механизма объяснима: регионы сразу теряют часть налоговых доходов с перспективой получить выгоду от инвестиций лишь через несколько лет, отметил Орешкин. Минэкономразвития обсуждает с Минфином возможность на первом этапе предоставлять регионам бюджетные кредиты и недорогие займы со стороны институтов развития на покрытие выпадающих доходов.

Также улучшить деловой климат, по мнению Орешкина, должны стабильные тарифы. Согласно принятому во втором чтении законопроекту ФАС, в 2023 году тарифы на электроэнергию будут устанавливать не менее чем на пять лет. Кроме того, если сейчас правила регулируют более 150 актов, что дает чиновникам возможность завышать тарифы, с принятием законопроекта все тарифы будут устанавливаться строго в рамках федеральных ограничений, а экономическую обоснованность высоких тарифов будет анализировать ФАС.

Обуздать силовиков

Параллельно необходима работа по снижению давления силовиков на бизнес, отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Правоохранительные органы не должны вмешиваться в хозяйственные споры.
Нужно внести поправки в Уголовный кодекс — декриминализировать экономические нарушения, убрать статью о незаконном предпринимательстве», — отметил Корочкин. Орешкин дал понять, что высоко оценивает значимость задачи по восстановлению доверия к правоохранителям, но о конкретных мерах не сказал, сославшись на то, что это не прерогатива Министерства экономического развития.

С другой стороны, рост инвестиций сдерживается дефицитом кадров и нехваткой профессионалов, подчеркнул Корочкин. «Кроме того, для роста экономики нужно стимулировать потребительскую активность, повышать покупательную способность населения, увеличить внутренний рынок потребления», — добавил он.

По словам Орешкина, в план включены меры по повышению экономической активности населения, снижению структурной безработицы в регионах. Помочь с дефицитом высококвалифицированных кадров должны меры, которые будут упрощать привлечение на работу квалифицированных иностранных работников.

Объединить госпрограммы с нацпроектами

Минэкономразвития предлагает изменить всю систему государственных и федеральных целевых программ, интегрировав их в национальные проекты. Госпрограммы не стали реальным инструментом и превратились в «болото», считает министр.

Пока некоторые региональные и муниципальные чиновники воспринимают нацпроекты как еще один инструмент дополнительного финансирования уже ранее запланированных мероприятий, но ситуация меняется, рассказал РБК директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Правительство выбрало логотипы для нацпроектов
Национальные проекты
Фото:источник РБК

«При этом у госпрограмм и нацпроектов разный функционал. Если первые направлены на экономический прорыв, вторые охватывают более широкий круг вопросов, направленных в том числе на поддержку текущего состояния», — отметил Калмыков.

Интеграция привычных госпрограмм в нацпроекты повысит гибкость принятия решений и качество оценки результатов. «От политических заявлений нужно перейти к персональной ответственности за результаты конкретных министров и руководителей департаментов, региональных и муниципальных чиновников. Проектный подход, заложенный в нацпроектах, как раз к этому и ведет», — добавил Калмыков.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Макроэкономика"