Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Число погибших при обстреле автоколонны в Запорожье выросло до 30 человек Политика, 01:07
Киссинджер счел немудрым курс США на вступление Украины в НАТО Политика, 01:05
Кадыров заявил о «больших преобразованиях», ждущих новые регионы Политика, 01:04
Служивший в ВДВ российский волейболист пока избежал призыва Спорт, 00:46
Пашинян заявил об опасении выхода Армении из ОДКБ у части членов блока Политика, 00:40
В Иране задержали девятерых иностранцев за участие в протестах Политика, 00:28
Штрафы по ДНК: правила экологичного выгула собак Партнерский проект, 00:26
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
В Белом доме заявили, что заявку Украины в НАТО лучше рассмотреть потом Политика, 00:17
Новые права и ОСАГО без бумаг: что изменится для водителей с 1 октября Авто, 00:15
«Гибли» не погибли: неожиданные секреты бизнес-успеха Хаяо Миядзаки Pro, 00:00
Поздняков назвал унизительными условия МОК для допуска россиян на турниры Спорт, 30 сен, 23:58
Зеленский отменил осенний призыв в армию и отложил демобилизацию Политика, 30 сен, 23:49
«Газпром» назвал объем газа в поврежденных нитках «Северных потоков» Бизнес, 30 сен, 23:49
В КПРФ сообщили о задержаниях членов партии в Москве Политика, 30 сен, 23:45
Экономика ,  
0 

Орешкин предложил реформировать превратившиеся в «болото» госпрограммы

Одним из элементов новой системы государственного управления будет реформа госпрограмм, рассказал глава Минэкономразвития в интервью РБК. За недостижение целей госпрограмм будет предусмотрена ответственность
Максим Орешкин
Максим Орешкин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Государственные программы превратились в «болото», которое необходимо реформировать, рассказал в интервью РБК министр экономического развития Максим Орешкин. Минэкономразвития подготовило проект реформы по превращению госпрограмм в эффективный механизм управления.

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»
Экономика
Максим Орешкин

«К сожалению, госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера», — пояснил Орешкин. Госпрограммы, по сути, являются просто «сборником бюджетных расходов по тому или иному направлению», отметил он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил 12 сентября, что Минэкономразвития и Минфину будут даны поручения до 1 октября подготовить концепцию новой системы государственного управления и детальный план по ее внедрению, что должно произойти в течение следующего года.

Сейчас в федеральном бюджете 42 госпрограммы, на которые приходится 75% всех расходов (остальное приходится на непрограммные направления). Крупнейшие — программа по обеспечению обороноспособности страны (1,4 трлн руб.), социальной поддержке граждан (1,4 трлн руб.), управлению государственными финансами (1,2 трлн руб.).

Что предлагает Минэкономразвития

«Минэкономразвития предлагает изменить всю систему госпрограмм и федеральных целевых программ», — рассказал Орешкин. Главная цель реформы — сделать госпрограммы реальным управленческим механизмом, базируясь на принципах и подходах, опробованных на национальных проектах. Весь процесс предполагается максимально цифровизовать, объяснил он.

Pro
Фото: Олег Яковлев / РБК Какие вопросы задать соискателям на позиции курьера и фасовщика
Pro
Без лишних переживаний: практические приемы по управлению стрессом
Pro
Фото: Stuart C. Wilson / Getty Images Сейчас тревожно не только родителям, но и детям. Вот как им помочь
Pro
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК В какие активы безопаснее вкладываться в кризис
Pro
Фото: John Moore / Getty Images Креативная экономика на подъеме. Что нужно знать об этом инвестору
Pro
Фото: Global Look Press	«Поездки на демоне» и минимум публичности: как живет Киану Ривз
Pro
Увольнение по соглашению сторон: почему этот способ стал опасным
Pro
Кому не откроют счет за рубежом и почему

Результатом изменений, предлагаемых министерством, станет объединение госпрограмм и нацпроектов. «Де-факто это будет единая сущность. Приоритетные госпрограммы, как это сейчас и есть, будут называться национальными проектами», — сказал Орешкин. Все мероприятия, которые реализуются в госпрограммах, будут нацелены на реализацию национальных целей развития из майского указа президента 2018 года.

«Мы предлагаем выстроить конструкцию сквозного характера стратегического планирования: от национальных целей развития до конкретных индикаторов, которые должны появиться в госпрограммах и которые уже частично есть в национальных проектах», — сказал Орешкин.

Трехсторонняя экспертиза

Каждая госпрограмма получит тот же механизм проектного управления, что и национальные проекты. Это более широкие полномочия для кураторов госпрограмм, а также ответственность за недостижение целей, пояснил он.

«То болото, в которое сейчас превратились госпрограммы, будет переформатировано в проектную логику. Процедура принятия решений станет быстрее в рамках госпрограмм, в том числе перераспределение бюджетных ресурсов (в рамках госпрограмм. — РБК)», — сказал Орешкин.

По предложению министерства работа госпрограмм будет сопровождаться трехсторонней экспертизой:

  • финансовая экспертиза со стороны Минфина;
  • стратегическая экспертиза, которую будет делать Минэкономразвития;
  • технологическая экспертиза, которой займется Минкомсвязь совместно с Минпромторгом.

При этом результаты экспертизы будут носить не блокирующий характер, а характер материалов к проектному комитету, а дальше руководители проектов будут принимать решение по дальнейшим действиям, отметил Орешкин.

Госпрограммы будут состоять из федеральных проектов, ведомственных проектов и обеспечивающих программ.

Счетная палата ежегодно отмечает системные проблемы формирования и реализации госпрограмм. Их цели неконкретны и содержат нечеткие формулировки, допускающие произвольное толкование, отмечали аудиторы. Наиболее низкий уровень выполнения — по 18 госпрограммам, призванным обеспечить инновационное развитие и модернизацию экономики, по которым не достигнуты 35,7% целевых значений, а также по шести госпрограммам по региональному развитию — не достигнуты 35% целей.

Динамика исполнения госпрограмм свидетельствует об отсутствии мотивации ответственных лиц в повышении эффективности работы госпрограммы, замечали в Счетной палате. При этом в 2018 году на реализацию 41 госпрограммы было израсходовано около 8,7 трлн руб.

Авторы
Теги