Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Глава МИД Франции опроверг обсуждение с США планов по подлодкам Политика, 22:28 В ПСЖ назвали «далекой от реальности» опубликованную зарплату Месси Спорт, 22:13 «Интер» одержал разгромную победу в чемпионате Италии Спорт, 22:07 Спасатели отложили поиски упавшего в ХМАО гидросамолета до утра Общество, 22:04 Канатоходец прошел по тросу от Эйфелевой башни на высоте 70 м. Видео Общество, 21:37 Явка на выборах в Госдуму составила более 31% Политика, 21:29 В Сочи открылся 32-й «Кинотавр» Общество, 21:23 Как работают студии видеопродакшена Cult и Pushka Studio РБК и ASUS, 21:22 Эксперты назвали категории пенсионеров, которые получат выплаты в октябре Общество, 21:10 «Краснодар» в большинстве обыграл «Ахмат» в матче чемпионата России Спорт, 20:55 Ученые с помощью Happy Birthday выявили опасное свойство штамма COVID Общество, 20:38 Водно-болотные угодья Москвы: зачем они нужны большому городу РБК и ДПиООС, 20:31 Самый возрастной из действующих хоккеистов НХЛ перешел в «Айлендерс» Спорт, 20:30 Матч чемпионата Франции прервали из-за выбежавших на поле болельщиков Спорт, 20:19
Экономика ,  

Орешкин предложил реформировать превратившиеся в «болото» госпрограммы

Одним из элементов новой системы государственного управления будет реформа госпрограмм, рассказал глава Минэкономразвития в интервью РБК. За недостижение целей госпрограмм будет предусмотрена ответственность
Максим Орешкин
Максим Орешкин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Государственные программы превратились в «болото», которое необходимо реформировать, рассказал в интервью РБК министр экономического развития Максим Орешкин. Минэкономразвития подготовило проект реформы по превращению госпрограмм в эффективный механизм управления.

Орешкин — РБК: «Пора идти от бюджетной консолидации к развитию»
Экономика
Максим Орешкин

«К сожалению, госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера», — пояснил Орешкин. Госпрограммы, по сути, являются просто «сборником бюджетных расходов по тому или иному направлению», отметил он.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил 12 сентября, что Минэкономразвития и Минфину будут даны поручения до 1 октября подготовить концепцию новой системы государственного управления и детальный план по ее внедрению, что должно произойти в течение следующего года.

Сейчас в федеральном бюджете 42 госпрограммы, на которые приходится 75% всех расходов (остальное приходится на непрограммные направления). Крупнейшие — программа по обеспечению обороноспособности страны (1,4 трлн руб.), социальной поддержке граждан (1,4 трлн руб.), управлению государственными финансами (1,2 трлн руб.).

Что предлагает Минэкономразвития

«Минэкономразвития предлагает изменить всю систему госпрограмм и федеральных целевых программ», — рассказал Орешкин. Главная цель реформы — сделать госпрограммы реальным управленческим механизмом, базируясь на принципах и подходах, опробованных на национальных проектах. Весь процесс предполагается максимально цифровизовать, объяснил он.

Результатом изменений, предлагаемых министерством, станет объединение госпрограмм и нацпроектов. «Де-факто это будет единая сущность. Приоритетные госпрограммы, как это сейчас и есть, будут называться национальными проектами», — сказал Орешкин. Все мероприятия, которые реализуются в госпрограммах, будут нацелены на реализацию национальных целей развития из майского указа президента 2018 года.

«Мы предлагаем выстроить конструкцию сквозного характера стратегического планирования: от национальных целей развития до конкретных индикаторов, которые должны появиться в госпрограммах и которые уже частично есть в национальных проектах», — сказал Орешкин.

Трехсторонняя экспертиза

Каждая госпрограмма получит тот же механизм проектного управления, что и национальные проекты. Это более широкие полномочия для кураторов госпрограмм, а также ответственность за недостижение целей, пояснил он.

«То болото, в которое сейчас превратились госпрограммы, будет переформатировано в проектную логику. Процедура принятия решений станет быстрее в рамках госпрограмм, в том числе перераспределение бюджетных ресурсов (в рамках госпрограмм. — РБК)», — сказал Орешкин.

По предложению министерства работа госпрограмм будет сопровождаться трехсторонней экспертизой:

  • финансовая экспертиза со стороны Минфина;
  • стратегическая экспертиза, которую будет делать Минэкономразвития;
  • технологическая экспертиза, которой займется Минкомсвязь совместно с Минпромторгом.

При этом результаты экспертизы будут носить не блокирующий характер, а характер материалов к проектному комитету, а дальше руководители проектов будут принимать решение по дальнейшим действиям, отметил Орешкин.

Госпрограммы будут состоять из федеральных проектов, ведомственных проектов и обеспечивающих программ.

Счетная палата ежегодно отмечает системные проблемы формирования и реализации госпрограмм. Их цели неконкретны и содержат нечеткие формулировки, допускающие произвольное толкование, отмечали аудиторы. Наиболее низкий уровень выполнения — по 18 госпрограммам, призванным обеспечить инновационное развитие и модернизацию экономики, по которым не достигнуты 35,7% целевых значений, а также по шести госпрограммам по региональному развитию — не достигнуты 35% целей.

Динамика исполнения госпрограмм свидетельствует об отсутствии мотивации ответственных лиц в повышении эффективности работы госпрограммы, замечали в Счетной палате. При этом в 2018 году на реализацию 41 госпрограммы было израсходовано около 8,7 трлн руб.