Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

«Дочка» «Сбера» спрогнозировала рост грузовых автоперевозок до ₽3 трлн

За счет чего аналитики ждут увеличения оборотов
Strategy Partners: рынок грузовых автоперевозок может превысить ₽3 трлн в 2030-м
Рынок перевозок грузов автотранспортом в России вырастет, несмотря на западные санкции, и может превысить ₽3 трлн в 2030 году, прогнозирует Strategy Partners. Но для этого надо минимизировать риски, среди которых дефицит техники
Globaltruck GTRK ₽74,4 -0,34% Купить
КАМАЗ KMAZ ₽121,5 -0,33% Купить
Группа ГАЗ GAZA ₽630 +14,65% Купить
Фото: Анна Майорова / URA.RU / ТАСС
Фото: Анна Майорова / URA.RU / ТАСС

Объем рынка грузовых автоперевозок России в 2030 году достигнет 3,03 трлн руб., что почти на 40% больше, чем по итогам 2022-го (2,18 трлн руб.). Такой прогноз приводится в исследовании консалтинговой компании Strategy Partners («дочка» «Сбера»), с которым ознакомился РБК.

В прошлом году, несмотря на западные санкции, введенные против России из-за проведения специальной военной операции на Украине, рынок грузовых автоперевозок увеличился в деньгах почти на 6% (в физическом выражении, по данным Росстата, рост был лишь на 0,3%, до 5,51 млрд т). В 2022 году на автомобильный транспорт пришлось около 70% общего объема грузов, отмечал директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Семенов.

Как считали

Рынок автотранспортных грузоперевозок делится на два основных сегмента — с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL) и перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL). По данным Strategy Partners, в 2022 году объем сегмента FTL составил почти 1,91 трлн руб. (рост на 5% к 2021-му), сегмента LTL — 270 млрд (+11%). Объем рынка аналитики рассчитывают как сумму выручек автотранспортных компаний России, занимающихся внутренними и международными (без учета транзитных) коммерческими и кэптивными FTL- и LTL-перевозками.

Какие основные факторы роста

Партнер Strategy Partners Анатолий Грек выделяет пять основных драйверов роста рынка автомобильных грузоперевозок.

  • Изменение логистических цепочек и ограниченность пропускной способности железных дорог. Из-за санкций часть традиционных рынков, включая Евросоюз, для российских производителей закрылась. «Те санкции, которые наложили сегодня на Россию, практически поломали всю логистику в нашей стране», — говорил глава Минтранса Виталий Савельев в мае 2022 года. В результате в прошлом году объем железнодорожных грузоперевозок на восток впервые в истории превысил перевозки на запад, заявил глава РЖД Олег Белозеров на встрече с Владимиром Путиным в феврале 2023 года. При этом прошлым летом дефицит провозных мощностей Восточного полигона (Транссиба и БАМа), по данным вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, превышал 100 млн т. Из-за перегруженности Восточного полигона потребительские грузы будут вытесняться с железной дороги на автотранспорт и эта тенденция будет усиливаться, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Стоимость железнодорожных перевозок достаточно сильно выросла — на 30% в январе 2023 года по сравнению с декабрем 2021-го. В этой ситуации автотранспорт стал более конкурентоспособным», — объясняет эксперт. Продолжающаяся структурная переориентация транспортировки ряда грузов, а также смена направления перевозок ряда экспортеров из Европы на Азию добавят позитива рынку грузовых автоперевозок и дальше, в том числе за счет увеличения транспортного плеча, отмечает директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева. Изменения во внешних логистических цепочках и возникновение новых «узких» мест, связанных с проблемами на погранпереходах с Китаем в оба направления, — действительно ключевые драйверы развития рынка, соглашается руководитель направления международных автоперевозок логистического провайдера Noytech Supply Chain Solutions (до июля 2022 года — Kuehne+Nagel) Иван Головко.
  • Рост себестоимости автоперевозок (в том числе из-за дефицита техники) и тарифов. После резкого падения прошлой весной тарифы на FTL-перевозки начали увеличиваться и к концу 2022 года превысили уровень 2021 года, указывают в Strategy Partners, ссылаясь на данные индекса грузоперевозок ATI.SU FTL РФ (на 4 января 2023 года составлял 1475 пунктов), отражающего изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в России. При этом в третьем квартале прошлого года средняя цена нового грузового автомобиля составила 8,612 млн руб. (рост на 9% к первому кварталу), подержанного — 3,426 млн руб. (+23%). Обновление парка грузовой техники — один из самых очевидных драйверов роста рынка, говорит представитель автолизинговой компании «Европлан». По его словам, отложенный спрос на новые грузовики копится с 2020 года, когда рынок впервые столкнулся с дефицитом техники. Причем эта ситуация наложилась на «серьезное устаревание» парка российских грузовиков. «Отрасль большая, и она должна работать на качественных производственных средствах. В настоящее время в стране более 41% эксплуатируемых грузовиков — старше 15 лет», — указывал Семенов. В течение 2022 года на российском рынке активно укрепляли свои позиции китайские производители, которые будут и дальше замещать грузовики труднодоступных сегодня марок, продолжает представитель «Европлана». Одновременно развивается параллельный импорт, то есть существуют различные пути приобретения транспорта и сохраняется определенный выбор, замечает он.
  • Продолжающееся «обеление» рынка. «Этот процесс идет каждый год, но с 1 января 2024 года в России вводится электронная транспортная накладная, поэтому 99% рынка станет «белым», — говорит Грек. На рынке работают 41 тыс. компаний, и он очень разрозненный, есть проблемы со сбором НДС и НДФЛ в этой отрасли, отмечала замглавы контрольного управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Варвара Бурлевич. По ее словам, служба контролирует около 30% рынка, объем которого в 2021 году составил 5 трлн руб.
  • Развитие рынка продуктового ретейла и e-commerce. Рост оборота сетевой розничной торговли ожидается на уровне 13% ежегодно до 2030 года, указано в исследовании. Аналитики также предсказывают «активный рост» e-commerce на 33% до 2024 года, экспансию торговых сетей в регионы.
  • Инфляция. По итогам 2022 года она составила 11,9% (данные Росстата). Прогноз ЦБ на 2023 год равняется 5–7%, Минэкономразвития — 5,5%.

Компании предупредили о росте транспортных расходов в России
Бизнес
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Наряду с ростом тарифов с учетом рыночной инфляции и прироста количества тягачей, преимущественно связанного с необходимостью обновления существующего парка, дальнейший рост рынка FTL-перевозок будут определять цифровизация процессов грузоперевозок и последующее развитие платформ с целью повышения прозрачности на рынке и развитие игроками комплементарных услуг, отмечает руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков. Крупные ИТ-компании уже оцифровали внутригородские грузоперевозки, создали экосистемы и улучшили показатели бизнеса, что привело к повышению количества перевозок в этом сегменте, добавляет директор по развитию «Яндекс.Доставки» Алексей Федотов. Теперь настала очередь цифровизации междугородних перевозок, отмечает он.

Какие есть риски

По оценкам Федотова, если тренд на цифровизацию отрасли продолжится, к 2030 году рынок грузоперевозок может вырасти и до 5 трлн руб. В предыдущие восемь лет объем перевозки грузов автомобильным транспортом фактически стагнировал, замечает представитель института исследований и экспертизы ВЭБа. «В следующие восемь лет мы ожидаем увеличение объемов перевезенных грузов на 10–20%, при этом стоимость перевезенных грузов может увеличиться больше», — считает он. Однако для достижения таких высоких темпов роста рынка автомобильных грузоперевозок необходимо переключение значительного объема груза (особенно высокодоходного) с железной дороги на автодорожную сеть, замечает директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов.

Грузовые компании предупредили о риске банкротств на рынке
Бизнес
Фото:Reuters

Рост произойдет в первую очередь, если не возникнет проблем с транспортными средствами (своевременное обновление, работоспособность и т.п.) и не возникнет проблем на границах с сопредельными государствами, добавляет первый вице-президент Центра стратегических разработок Татьяна Горовая. Другие ключевые риски для роста рынка автомобильных грузовых перевозок — высокая стоимость лизинга, а также уход иностранных клиентов из страны, добавляет представитель оператора «Деловые линии». В этой ситуации необходимо максимально повысить эффективность использования текущей техники: загружать ее в выходные дни, сокращать простои, минимизировать порожние пробеги, считает директор по транспортным операциям FM Logistic в России Маргарита Табунова.

Есть также риски низких темпов роста экономики и внутреннего потребления, снижение объемов промышленной продукции в отдельных отраслях, необходимость развития внутренней логистической инфраструктуры, в том числе мультимодальных центров по стыковке с другими видами транспорта, добавляет Смирнов. Ограниченность транспортной инфраструктуры может сдерживать потенциальный рост рынка, соглашается гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. К дополнительным факторам риска можно причислить также увеличение стоимости топлива, накапливающиеся проблемы с водительским персоналом, рост стоимости запасных частей, перечисляет заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам транспортно-логистической компании «Траско» Александр Шилинчук. Еще на развитие рынка может негативно повлиять уменьшение доступных для транспортировки товаров, отмечает управляющий партнер сервиса GroozGo Игорь Котов. «Однако если ситуация в стране будет стабильной, то ничего не должно помешать развитию в связи с огромным потенциалом [рынка] и до кризиса», — полагает Ашуралиев.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и ФНС.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Компании
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 16:31
Глава РФС рассказал, когда будет обсуждаться вопрос контракта Карпина Спорт, 17:14
Местные жители помогли задержать убивших семерых в Херсонской области Общество, 17:13
Движение «Я/мы Сергей Фургал» внесли в реестр экстремистских Политика, 17:13
Набиуллина допустила падение доли льготной ипотеки до 20-30% Недвижимость, 17:01
Суд приостановил корпоративные права кипрской Demanor в УК «Азбуки вкуса» Бизнес, 16:59
Индикатор дохода майнинга биткоина приблизился к историческому минимуму Крипто, 16:39
Минфин Бельгии отказался признать силу указа Путина об обмене активами Инвестиции, 16:35
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за «укрепление ОПК» России Политика, 16:35
Мать погибшего на военной операции не получила деньги из-за отца в ВСУ Политика, 16:30
Касаткина с победы стартовала на крупном турнире WTA в Мадриде Спорт, 16:29
Песков заявил, что не слышал от следствия об особняке замминистра Иванова Общество, 16:20
«МегаФон» создал интеллектуальную логистическую систему Пресс-релиз, 16:12
Состояние Марка Цукерберга за один день упало на $18 млрд Инвестиции, 16:07
Александр Медведев оценил слова игрока «Рубина» про «денежки на карту» Спорт, 16:07