Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Компании предупредили о росте транспортных расходов в России

Из-за санкций и девальвации рубля могут вырасти цены на транспортные услуги и товары
Из-за ухода иностранных компаний, ограничений на полеты за рубеж, проблем с судоходством тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти. Как изменилась логистика после начала спецоперации на Украине — в материале РБК
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Спустя две недели после начала военной специальной операции России на Украине логистические и грузовые компании начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и готовиться к повышению тарифов на перевозки.

«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных стран», — рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков (в нее входит более 20 перевозочных компаний, преимущественно региональных).

Что произошло с логистикой

К началу марта условия работы в России пересмотрели ключевые игроки на рынке международной логистики. К примеру, крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk временно прекратил прием заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону. Но это решение не затронет Дальний Восток, уточнила пресс-служба компании. От обработки товаров из или в Россию отказался и ведущий европейский порт Гамбург (за исключением продуктов питания и медикаментов). «Стивидоры в нашем порту, все другие европейские порты и судоходные компании реагируют на принятые санкции ЕС [в отношении России в ответ на спецоперацию на Украине]», — объяснил РБК представитель этого порта.

Maersk остановила прием заявок на перевозку продовольствия в Петербург
Бизнес
Фото:Mario Tama / Getty Images

Морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming также приостановили бронирование судов (букинги) в направлении России, передал РБК через представителя заместитель директора транспортной компании ПЭК Вадим Филатов. А морские линии HMM и One ограничили прием букингов в порты Новороссийск и Санкт-Петербург, сказал он.

С какими ограничениями столкнулись транспортники

После начала спецоперации на Украине транспортные компании столкнулись с ограничениями со стороны и Запада, и России. Евросоюз еще 27 февраля запретил полеты самолетов российских компаний, вслед за ним аналогичные запреты ввели США и другие страны. Западные авиакомпании также не могут летать в Россию или через ее территорию. Великобритания запретила судам под российским флагом входить в ее порты.

Уже более двух недель запрещено судоходство в Азовском море, где перегружались в основном зерно, уголь и нефтепродукты, напоминает руководитель отдела аналитики медиагруппы PortNews Виталий Чернов. РЖД остановили отправку грузов по всем направлениям на Украину.

Сейчас терминалы Global Ports (на них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются Maersk и группа «Дело» Сергея Шишкарева, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на прием экспортных контейнеров, уточнили в компании. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.

Контейнерный рынок — большой организм, где одно логистическое плечо цепляется за другое, отмечает директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков: «При таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально».

Как изменились цепочки поставок

Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков. «Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан», — отмечает он. «Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест — Малашевичи», — добавляет исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев.

ПЭК теперь доставляет отправления из Европы автотранспортом, транзитом через Литву. «Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня», — сказал Филатов. По его словам, на 11 марта самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные пункты пропуска (МАПП): на погранпереходе Каменный Лог — Мядининкай между Белоруссией и Литвой скопилось 200 фур, на Привалка — Райгардас — 290.

Евросоюз полностью закрыл небо для российских самолетов
Бизнес
Фото:Дмитрий Рогулин / ТАСС

Сложившаяся ситуация с запретом на полеты в Европу повлияла и на грузовые авиакомпании. Например, немецкая DHL приостановила работу с российским перевозчиком «Авиастар-ТУ», говорит его представитель. Но внутренние перевозки остались в полном объеме, «в стандартном режиме» выполняются рейсы в Китай в интересах «Почты России», утверждает он.

О каких угрозах предупредили компании

Многие проблемы в логистической отрасли не назовешь новыми, как, например, очереди на пограничных переходах между Россией и ЕС, Белоруссией и Европой, отмечает коммерческий директор транспортно-логистической компании «Траско» Алексей Чиняков. Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация усугубилась. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка выделяют такие.

  • Из-за приостановки работы аэропортов на юге России пришлось переориентировать грузопотоки на автодороги. «Сроки доставки увеличились на три-четыре дня по ряду направлений, из-за того что автомаршруты более продолжительные, чем авиарейсы», — говорит Филатов.
  • Эпидемиологическая ситуация по-прежнему ограничивает пропускную способность погранпереходов с Китаем. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается МАПП Забайкальск — Маньчжурия. На 11 марта в электронной очереди было зарегистрировано 7234 фуры. Накануне, 10 марта, через этот пункт было пропущено 190 транспортных средств (на въезд и выезд).
  • Введение санкций в отношении российских портов России на северо-западе и в черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизить импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Об этом сообщил 4 марта Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок.
  • Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Европы.
  • Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными контрагентами.

11 аэропортов на юге России приостановили работу
Бизнес
Фото:Валерий Матыцин / ТАСС

Кроме очевидных политических рисков и сужающегося рынка для экспедиторов большой угрозой стал указ президента Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки, добавляет Баскаков. Например, при цене перевозки контейнера $10 тыс. и валютной части расходов $7 тыс. дополнительные расходы на конвертацию для них составят $2,1 тыс. «В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают», — отметил он.

Как это скажется на ценах товаров и услуг

«Стоимость логистических услуг зависит от множества факторов, в том числе от лизинговых платежей по транспортным средствам, заработных плат сотрудников, действующим ставкам фрахта на автомобили, стоимости топлива, а также общей рыночной и экономической ситуации», — объясняет Чиняков.

Цены будут расти в той же самой прогрессии, что и доллар США, полагает Чесноков. В пересчете на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют, указывает Сиверцев. Но, по его словам, пока не менялись сами тарифы на международные перевозки в валюте. По курсу ЦБ на 11 марта доллар стоил 120,38 руб. Это почти на 50% больше, чем было 23 февраля, за день до начала спецоперации на Украине.

Володин призвал не повышать цены на товары, «прикрываясь санкциями»
Общество
Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Баскаков говорит, что рост ставок в долларовом выражении будет также зависеть от наличия контейнеров и мест в поездах, после того как рынок переживет первый шок и придет к новому равновесию. «Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру, Maersk) и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно», — полагает он. Гендиректор логистической компании Nawinia Олег Урван согласен, что цены будут расти из-за возможного повышения стоимости фрахта. «[Это] сильно скажется на дешевых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично», — сказал он.

Какой транспорт станет самым востребованным

На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему, уверен Баскаков.

По данным ПЭК, срок доставки ускоренным контейнерным поездом из Китая в Россию (на Московскую железную дорогу) составляет 40–50 дней. Средний срок доставки автотранспортом — 45–55 дней (в зависимости от пропускной способности погранперехода), добавляет Филатов. Железнодорожные маршруты стали более востребованы также и в перевозках из Европы в Россию на фоне проблем с автотранспортом, замечает Сиверцев.

РЖД спрогнозировали рост транзита контейнеров в четыре раза
Бизнес
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

Сейчас РЖД отмечают существенный рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. «И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно», — сообщила пресс-служба монополии 9 марта. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1–8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%, в том числе транзит — на 8%.

В ближайшее время восточное направление, которое было перегружено последние десять лет, будет испытывать еще большую нагрузку, считает эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков. «У экспортеров не будет другого выхода, как грузить на восток», — отмечает он. Несмотря на это, по итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По словам представителя РЖД, монополия готова «принимать адекватные оперативные меры по обеспечению перевозок всего объема грузов, в том числе тех, что ранее не тяготели к железной дороге». За последние 15 дней у РЖД появилось более 350 новых клиентов, отметили в пресс-службе компании, отказавшись раскрыть прогноз по грузоперевозкам на 2022 год. В 2021 году погрузка на сети РЖД выросла на 3,2%, до 1,3 млрд т. Ее чистая прибыль по РСБУ составила 18,76 млрд руб.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34
Гладков сообщил о ранении двух женщин при обстреле села Ясные Зори Политика, 14:26
Лондон отказался от деклараций о нейтральности для российских спортсменов Спорт, 14:26
Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день Инвестиции, 14:11
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали⁠ Общество, 14:09
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Что известно об отмене обществознания в средней школе Life, 13:58
Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану Политика, 13:56
Сальдо рассказал о трех военных ВСУ, переплывших Днепр ради сдачи в плен Политика, 13:54
Цены на нефть Brent растеряли весь утренний прирост Инвестиции, 13:53
Министерство объяснило увольнение ректора Института русского языка Общество, 13:52