Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Медведев поддержал просьбу об отсрочке от армии для деятелей культуры Общество, 01:48 Соседка убитой экс-доцентом аспирантки опубликовала переписку с девушкой Общество, 01:24 Dow Jones обновил исторический максимум Финансы, 01:21 Трамп попросил Верховный суд не выдавать конгрессу его финансовые отчеты Политика, 01:13 Подозреваемую в коррупции чиновницу офиса Зеленского отправили под арест Общество, 01:06 Два человека погибли и 12 были ранены в результате взрыва в Багдаде Общество, 00:43 Посольство осудило отмену обучения на языках нацменьшинств в Латвии Политика, 00:38 Помпео объяснил разный подход США к признанию Голан и Крыма Политика, 00:37 Максим Галкин опроверг сообщения о запрете его выступлений Общество, 00:36 Трамп не счел пугающими свои слова об экс-после США на Украине Политика, 00:35 Квят попал в аварию на тренировке перед Гран-при Бразилии «Формулы-1» Спорт, 00:12 Пограничник США выстрелил в россиянина на границе с Мексикой Политика, 15 ноя, 23:46 Трамп назвал двойными стандартами решение суда по своему экс-советнику Политика, 15 ноя, 23:39 Денисова попросила Москалькову о медпомощи осужденному в Крыму украинцу Политика, 15 ноя, 23:34
Бизнес ,  
0 
«Роснефть» потребовала от РБК компенсацию в 3 млрд руб.
«Роснефть» неожиданно пересмотрела свои требования к РБК. Компания, которая ранее добивалась лишь опровержения информации в одной из статей, в четверг потребовала у суда взыскать с издания рекордную для российских СМИ сумму в качестве компенсации репутационного вреда — более 3 млрд руб.
Офис компании «Роснефть» (Фото: Никита Попов / РБК)

«Роснефть» в Арбитражном суде Москвы потребовала взыскать с ответчиков по иску, который касается ​статьи РБК «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP», вышедшей 11 апреля, солидарно 3,124 млрд руб. «в качестве компенсации репутационного вреда», сообщил ТАСС со ссылкой на заявление представителя нефтяной компании на заседании.

Как пояснил представитель «Роснефти» в суде, если оспариваемые сведения не будут признаны не соответствующими действительности, то это неумолимо нанесет ущерб репутации компании. Судебное заседание было отложено до 11 ноября.

«Роснефть» в четверг изменила требования и попросила взыскать с РБК более 3 млрд руб. Во время заседания официальных документов истец не предоставил, он должен направить их в суд и нам в ближайшие дни. Юристы РБК рассмотрят документы, после чего мы готовы будем более подробно комментировать ситуацию», — сказал пресс-секретарь РБК Егор Тимофеев.

Претензии «Роснефти» вызвала ​статья «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP», опубликованная на сайте и в газете РБК и озвученная в эфире телеканала РБК в начале апреля. Ответчиками по иску выступают учредитель газеты РБК — ООО «БизнесПресс», авторы статьи Максим Товкайло, Тимофей Дзядко и Людмила Подобедова, телеканал РБК и ведущий Константин Бочкарев.

В статье со ссылкой на источники утверждалось, что покупателей 19,5% акций «Роснефти», которые правительство планирует продать в 2016 году, могут обязать не заключать акционерное соглашение с BP, владеющей 19,75% нефтяной компании.

При подготовке статьи представитель «Роснефти» отказался от комментариев. После публикации материала на сайте нефтяной компании было опубликовано заявление управления информационной политики «Роснефти», в котором утверждалось, что информация в статье «является ложной и представляет собой ни на чем не основанные фантазии журналистов или их так называемых источников». «Роснефть» в конце апреля обратилась с иском в суд, потребовав опровергнуть информацию из статьи, но денежных претензий тогда она не предъявляла.

Денежные претензии «Роснефти» к РБК — рекордные в истории российских СМИ и одни из самых крупных в мире. В 2004 году Альфа-банк отсудил у «Коммерсанта» 320 млн руб. Из этой суммы в 300 млн руб. была оценена компенсация за нанесение репутационного ущерба, остальное — возмещение убытков. Поводом для иска стала статья газеты «Банковский кризис вышел на улицу», в которой рассказывалось о проблемах вкладчиков банка при снятии наличных со счетов. Банк потребовал признать изложенные сведения не соответствующими действительности и порочащими его репутацию. «Коммерсантъ» оспорил решение суда. Апелляционный суд сократил сумму убытков с 20,5 млн до 10,5 млн руб., но сохранил размер компенсации репутационного вреда. В начале 2005 года издательский дом «Коммерсантъ» исполнил решение суда. Впоследствии вышестоящая инстанция — Федеральный арбитражный суд Московского округа — снизил общую сумму взыскания до 40,5 млн руб., обязав Альфа-банк вернуть разницу.

На беспрецедентность требований госкомпании указывают эксперты, опрошенные РБК. «Целью здесь, бесспорно, является уничтожение медиа, и эта несуразная сумма вообще не должна существовать как иск к средству массовой информации, выполняющему свою работу, — считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. — Здесь все достаточно очевидно и прозрачно: Сечин и «Роснефть» хотят запугать, терроризировать российские медиа и, по-моему, они добьются только того, что объединят все СМИ».

Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев соглашается, что сумма требований «Роснефти» «неправомерна», а настоящая цель — «запугать» журналистов. «Такая компенсация носит характер реальной угрозы, потому что понятно, что даже если ее удовлетворить частично, это могло бы привести к ликвидации РБК, так как ясно, что любые его активы значительно меньше этого требования», — добавляет адвокат, президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий. Он указывает на то, что предъявление таких денежных требований привлечет внимание к оспариваемой публикации не только в России, но и за рубежом.

Ранее группа компаний РБК опубликовала финансовые показатели за первое полугодие 2016 года. Согласно отчету, выручка РБК за период с 1 января по 30 июня 2016 года выросла на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и достигла 2,497 млрд руб. Группа также сообщила о первом с 2011 года росте прибыли по операционной деятельности (по стандартам МСФО) за первое полугодие. Она составила 56 млн руб. против убытка в 184 млн руб. годом ранее.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался от комментариев.

Сечин против СМИ

16 сентября 2016 года Останкинский суд Москвы удовлетворил иск главы «Роснефти» Игоря Сечина к газете «Ведомости». Претензии топ-менеджера вызвала статья, в которой рассказывалось о строительстве дома Сечина в подмосковной Барвихе на участке площадью 3 га, она была опубликована в газете «Ведомости» и на сайте издания 20 июля. Суд признал, что материал нарушает конституционные права Сечина, в частности в нем раскрываются сведения, составляющие тайну его личной и семейной жизни. Согласно решению суда, материал должен быть удален с сайта газеты «Ведомости», а сохранившийся тираж номера с этой статьей должен быть уничтожен.

В середине августа Сечин подал иск к «Новой газете» и журналисту Роману Анину о защите чести и достоинства. Он потребовал признать не соответствующей действительности и порочащей его честь и достоинство информацию в публикации «Секрет «Принцессы Ольги». Как руководитель «Роснефти» Игорь Сечин связан с одной из самых роскошных яхт в мире?». Иск находится на рассмотрении.

Зимой 2014 года Савеловский суд принял решение удовлетворить иск Игоря Сечина к журналу Forbes. Глава «Роснефти» посчитал недостоверной оценку его доходов, опубликованную в декабре 2013 года в статье «Государева щедрость», согласно которой в 2012 году в качестве президента и председателя правления компании Сечин заработал $50 млн. Кроме того, по решению суда, Forbes опроверг ряд сведений, опубликованных в декабре 2013 года в статье «Последний конкистадор», которые были признаны порочащими честь и достоинство главы «Роснефти». В частности, цитату о том, что с приходом в «Роснефть» Сечин получил возможность «легально» стать состоятельным человеком, и цитаты о том, что заявления Сечина повлияли на котировки ТНК-BP.

26 августа 2014 года Останкинский суд Москвы удовлетворил иск Сечина о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Ведомости» и заместителю ее главного редактора Кириллу Харатьяну. Поводом для иска стала колонка Харатьяна «Человек недели: Игорь Сечин». Претензии у главы «Роснефти» вызвали три фрагмента материала, в частности цитата «...на нынешней своей позиции способности и возможности влиять на принятие основных государственных решений президент Сечин нисколько не утратил: вроде бы «Роснефть» и подконтрольна правительству, поскольку приходится ему «внучкой», — а вроде и не очень-то». Согласно решению суда, газета опубликовала опровержение «порочащих честь, достоинство и деловую репутацию» сведений, опубликованных в колонке «Ведомостей», а также удалила материал с сайта.

Крупнейшие иски к СМИ

В 2005 году Альфа-банк подал иск о защите деловой репутации к издательскому дому «Коммерсантъ». За заметку «Банковский кризис выходит на улицу» банк потребовал компенсацию в размере 320,7 млн руб. В статье рассказывалось о вкладчиках, которые испытали трудности с получением наличных со своих счетов. Суд частично удовлетворил иск банка, назначив компенсацию в 10,9 млн руб., которую издательский дом выплатил.

В 2009 году туристическая фирма «Планета» подала иск на сумму более 300 млн руб. к тележурналисту Аркадию Мамонтову и ВГТРК после выпуска передачи «Специальный репортер», в которой говорилось, что гендиректор компании Виталий Ансеров якобы вовлечен в организацию детского секс-туризма. Суд отказал «Планете» в удовлетворении иска, все ее апелляционные жалобы были отклонены.

​ЗАО «СУ-155» в 2009 году пыталось отсудить у радиостанции «Бизнес FM» и сайта радиостанции компенсацию в сумме 300 млн руб. за распространение информации о том, что компания прекратила свое существование, а также о нецелевом использовании компанией 17 млрд руб., выделенных государством на жилищные проекты для военнослужащих. Суд первой инстанции частично удовлетворил требования строительной компании, присудив ей компенсацию убытков в размере 19,6 млн руб.

В 2011–2012 году Дэвид Бэкхем судился с журналом In Touch Weekly после публикации о том, что футболист имел связь с проституткой по имени Ничи. Бэкхем пытался отсудить у издания $25 млн (порядка 750 млн руб. по тому курсу), однако его иск был отклонен.

Среди известных претензий к СМИ по предъявленной сумме иск «Роснефти» к РБК превышает только иск, который супруга американского политика и бизнесмена Дональда Трампа Мелания подала к британской газете Daily Mail. Поводом для иска стала статья, в которой содержалось указание на то, что Мелания Трамп работала в эскорт-сервисе в Словении и Нью-Йорке. Сумма иска, поданного в сентябре 2016 года, составляет рекордные $150 млн — порядка 9,5 млрд руб. по нынешнему курсу.

Магазин исследований: аналитика по теме "Нефть"