Правительство предложило повысить пошлину для серых экспортеров топлива
Прежние меры не помогли сдержать розничные цены на бензинПравительство предложило повысить экспортную пошлину для серых экспортеров топлива с 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. за тонну, сообщил вице-премьер Александр Новак на совещании президента Владимира Путина с членами правительства.
Кабмин также планирует снова скорректировать размер компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер). С 1 сентября этот демпфер был снижен в два раза, с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц, обсуждение этой меры и стало основной причиной резкого роста оптовых, а затем и розничных цен на бензин и дизтопливо. Теперь планируется увеличить объем компенсаций нефтяникам, «чтобы компенсировать [им] разницу с экспортом», сказал Новак. Но он не уточнил, насколько будут увеличены выплаты.
РБК направил запросы в аппарат вице-премьера и пресс-службы Минэнерго и Минфина.
Экспортная пошлина для всех компаний в октябре составит $7,1 (685 руб. по курсу ЦБ) за тонну на бензин и дизель и другие светлые нефтепродукты, и $23,9 (2306 руб.) за тонну на темные нефтепродукты. При этом компании, которые сами не производили топливо, с 1 января 2023 года должны были доплачивать 20 тыс. руб. за тонну при экспорте бензина и дизеля.
«Будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают», — отреагировал Путин и призвал Новака «плотнее» работать с нефтяными компаниями, чтобы они «понимали свою ответственность»: «Ясно, что экономика компаний и для нас важна. Это курица, которая приносит золотые яйца, — это понятно, мы должны бережно к ним относиться. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы попросил вас более оперативно».
Президент указал, что даже после введения запрета на экспорт бензина и дизеля 21 сентября и, несмотря на снижение цен на нефтепродукты на бирже, в рознице стоимость АИ-92 продолжила расти — с 49,7 руб. (на 21 сентября) до 51,5 руб. за литр (на 26 сентября). «Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в этих других звеньях, потребителя мало интересует. Потребителю же результат нужен», — подчеркнул он.
Какие меры уже приняли власти
В середине сентября глава Минэнерго Николай Шульгинов заявил, что с начала 2023 года объем серого экспорта (происходит, когда участники рынка покупают нефтепродукты на внутреннем рынке по внутрироссийским ценам и экспортируют по более высоким) из России составил несколько миллионов тонн и что в ближайшее время он будет ограничен. На следующий день Путин признал, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. После этого Новак анонсировал «более кардинальные меры» для сдерживания оптовых цен на топливо.
После этого стало известно о том, что власти рассматривают возможность повышения экспортной пошлины на нефтепродукты до $250 за тонну, которая является, по сути, заградительной. Но до сих пор этого не было сделано. Но на прошлой неделе правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизеля. Позднее кабмин уточнил, что по-прежнему можно экспортировать нефтепродукты, на которые в момент выпуска постановления было оформлено разрешение на вывоз от РЖД или поручение на отгрузку на судно, а также то топливо, на которое было оформлено разрешение для перевозки по системе «Транснефти».
В Минэнерго поясняли, что ограничения позволят пресечь серый экспорт топлива и насытить внутренний рынок, увеличив предложение. Но срок действия запрета власти не уточняли.
Как реагировали цены
Оптовые цены на топливо в европейской части России по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начали снижаться на фоне слухов о вводе ограничительных мер, а в целом за неделю (19–25 сентября) АИ-92 упал на 21,4%, до 55,451 тыс. руб. за тонну; АИ-95 — на 20,4%, до 58,110 тыс. руб.; дизтопливо — на 18,9%, до 60,847 тыс. руб.
Но на этой неделе рост вновь возобновился. В среду, 27 сентября, АИ-92 вырос по сравнению с последним минимумом, достигнутым 25 сентября, на 4%, до 57,647 тыс. руб. за тонну; АИ-95 и дизтопливо на 3%, до 60,012 тыс. руб. и 62,742 тыс. руб. соответственно.
Согласно данным Росстата, за неделю 19–25 сентября розничные цены на бензин выросли на 0,46%, а на дизель — на 1,66%. Накопленный рост стоимости с конца декабря 2022 года этого топлива составил 9,8% и 11,26%, а общая инфляция — только 4,32%.
Запрет на экспорт бензина и дизеля был введен в ответ на продолжительный рост оптовых цен на топливо. Стоимость бензина быстро росла с мая, после того как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяникам за сдерживание цен. В июле Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. В начале сентября источники «Коммерсанта» сообщили, что Минэнерго обсуждало с отраслью возврат к прежним выплатам по демпферу. Тогда источники говорили, что Минфин был не против этого, но взамен хочет получить компенсацию дополнительных расходов бюджета (30 млрд руб. в месяц), поэтому обсуждение тогда не было завершено. Однако 10 сентября глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил, что этот вопрос сейчас не обсуждается.
Как новые меры повлияют на рынок
Помимо мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, представленных Новаком, Путин предложил на нефтяном рынке применить механизм, аналогичный тому, который уже используется с конца 2021 года при регулировании экспорта удобрений. «У нас есть практика по другим отраслям, по удобрениям, допустим. Действительно, поставили на внутренний рынок необходимый объем, а потом зарабатывайте на внешнем. Ну есть же, работает. Ясно, что здесь есть своя специфика в нефтянке, но тем не менее большой разницы-то нет, надо только своевременно эти решения принимать, и все», — отметил он.
Правительство ввело квоты на экспорт удобрений с 1 декабря 2021 года на фоне существенного роста цен на газ в мире и на минеральные удобрения, чтобы обеспечить им в первую очередь внутренний рынок — российских сельхозпроизводителей. Азотные удобрения производятся из газа, а его высокая стоимость делала экспорт более выгодным. Эти квоты постоянно меняются, с 1 июня по 30 ноября 2023 года они составляют 10,7 млн т для азотных и 5,7 млн т для сложных удобрений, которые содержат два или три питательных элемента (азот, фосфор и калий). Но компании сталкиваются с тем, что экспортные квоты заканчиваются, а аграрии по тем или иным причинам не выбирают ранее определенные объемы удобрений и у производителей нет возможности оперативно направлять на экспорт высвобождающиеся удобрения, сказал РБК источник, близкий к одному из производителей. К тому же полностью экстраполировать этот механизм на топливный рынок проблематично, потому что у него много своих особенностей, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Например, на рынок удобрений не влияют такие факторы, как необходимость обеспечения топливом в нужных объемах различные госпотребности, включая оборонный сектор, объяснил он.
При этом повышение пошлин для компаний, которые не производят, но экспортируют топливо, и возвращение компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен (топливного демпфера) на комфортный для них уровень может также привести к снижению оптовых цен, замечает Жарский. Однако нет уверенности в том, что увеличение пошлин будет иметь долгосрочный эффект, поскольку оптовые цены возобновили рост даже на фоне полного запрета экспорта, заметил он. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков на прошлой неделе также говорил, что введение заградительной пошлины (тогда обсуждалась пошлина в пять раз выше — $250 за тонну — и для всех экспортеров, а не только для серого экспорта) на короткий срок может привести к излишку топлива и снижению внутренних цен. Однако он предупреждал, что если такие меры будут недостаточно точно просчитаны, это может привести к дефициту на рынке.
Однако рост пошлины на серый экспорт противоречит ранее введенному запрету почти на весь экспорт, замечает Дмитрий Гусев, зампред наблюдательного совета объединения потребителей и поставщиков энергоресурсов «Надежный партнер». Он считает, что представленные предложения — это пока не окончательный вариант, а лишь направления, которые еще будут прорабатываться правительством.