После публикации сообщения о переносе сроков сделки с Schlumberger расписки Eurasia Drilling на Лондонской бирже рухнули на 13,7%, до $17 за штуку. Капитализация компании снизилась до $2,5 млрд (на 15:00 мск) – всего за несколько минут она подешевела почти на $400 млн.
«Рабочие отношения»
В понедельник, 16 февраля, собрание акционеров EDC одобрило сделку с Schlumberger. Но в сообщении подчеркивалось, что, пока ФАС не выдаст свое заключение, она закрыта не будет.
Изначально предполагалось, что продажа 45,65% EDC будет завершена до конца первого квартала 2015 года, то есть до 31 марта.
«Мы сотрудничаем с Schlumberger и благодарны, что она обратилась в ФАС после нашего запроса, – заявил в пятницу руководитель ФАС Игорь Артемьев, отвечая на вопрос РБК. – Я бы охарактеризовал наши отношения как рабочие и совершенно нормальные». Надо понимать, что, когда ФАС говорит о системе поглощений в этой сфере, речь может идти не об одной сделке, а о группе взаимосвязанных сделок. Поэтому нельзя рассматривать одну сделку, когда компания, возможно, не приобретает контроль над другой (Schlumberger на первом этапе приобретает лишь 45,65%), а во взаимосвязи с другими сделками, которые рамочными соглашениями уже установлены (при исполнении опциона американская компания получит все 100%), подчеркнул Артемьев. В конечном итоге Schlumberger может получить полный контроль, что «может привести к монополизации рынка», пояснил он. Рынок, на котором работает эта «уважаемая компания» (Schlumberger), очень чувствителен для России, поэтому ФАС внимательно будет рассматривать, «очень доброжелательно», эту сделку. «Мы в диалоге с нашими партнерами и вместе будем думать, какое решение принять вместе с акционерами и поглощаемой, и поглощающей компаний», – сказал Артемьев РБК. Он также напомнил, что предельный срок рассмотрения ходатайства – 90 дней.
Теперь видно, что возможность того, что сделка со Schlumberger будет отменена, сильно возросла после заявления Артемьева, отмечают аналитики «Ренессанс Капитала» Ильдар Давлетшин и Евгений Стройнов в своем отчете, опубликованном в понедельник. Процесс сильно отклонился от ранее намеченного плана и сроков сделки, представленных месяц назад EDC и Schlumberger (о договоренности было объявлено 20 января), а это означает, что вероятность того, что сделка будет завершена, не так велика, как раньше казалось, предупреждают эксперты. В случае срыва сделки цена расписки EDC может рухнуть до $12–14, вероятность такого сценария, по оценкам «Ренессанс Капитала», – 50% (что она все-таки завершится успешно – также 50%). В понедельник инвесторы продолжили продавать ее расписки на Лондонской бирже – они упали на 1,47%, до $16,75 за штуку (на 14:00 мск), капитализация составила $2,46 млрд.
EDC ждет вердикта ФАС
Компания сообщит о сроках завершения сделки тогда, когда все условия, указанные в соглашении о продаже (Merger Agreement, одобрено на собрании акционеров 16 февраля), будут выполнены, говорится в сообщении EDC. Эти условия включают подтверждение ФАС того, что Schlumberger и EDC ответили на все информационные запросы службы и она удовлетворена и что никаких дополнительных уведомлений или анализа со стороны этого ведомства не потребуется.
Вице-президент Schlumberger в России и Центральной Азии Александр Борисов отказался от комментариев.
EDC, по данным Deloitte, занимает 29% рынка бурения в России, на втором месте – «Сургутнефтегаз». Суммарную долю всех иностранных подрядчиков на российском нефтесервисном рынке Deloitte оценила в 18%.
По данным самой нефтесервисной компании на 31 декабря 2013 года (более поздних данных нет), ее генеральному директору Александру Джапаридзе принадлежало 30,2% акций компании, еще 22,4% было у Александра Путилова, который в конце 1990-х годов возглавлял «Роснефть».
Авторы
Тимофей Дзядко, Мария Макутина, Ася Сотникова