В мае 2011 года Джапаридзе перевел часть своего пакета акций EDC (22% из 37%) в фонд Hadar Fund, бенефициарами которого, по данным Forbes, были Cloudburst Orange Джапаридзе, Topaz Opportunites и Amber Universal Holdings Алекперова и Foundation Belartis Леонида Федуна, вице-президента и второго крупнейшего акционера ЛУКОЙЛа. По данным испанского El Confidencial, Джапаридзе перевел акции EDC в Hadar Fund в интересах только одного из этих офшоров, а именно – Topaz Opportunities, которая получила опцион на 22% EDC. Сам Джапаридзе никогда не раскрывал бенефициаров Hadar Fund, а перевод расписок EDC в фонд объяснял желанием «объединить свои интересы с интересами некоторых влиятельных людей в отрасли».
Но Topaz Opportunites так и не воспользовался опционом на акции нефтесервисной компании, а уже в апреле 2013 года Джапаридзе вернул себе 18,2% EDC из фонда – почти весь пакет, который изначально в него внес. Сам Hadar Fund был ликвидирован.
Когда Topaz Opportunites и Amber Universal Holdings, которые Forbes связывает с Алекперовым, стали в итоге совладельцами EDC – неизвестно. Но до последнего раскрытия эти структуры в материалах компании не фигурировали. То, что Алекперов действительно является совладельцем нефтесервисной компании, РБК подтвердил источник, близкий к ЛУКОЙЛу. Сам бизнесмен через представителя отказался это комментировать. Так же поступили в пресс-службе EDC, ЛУКОЙЛа и Schlumberger.
Доля Topaz Opportunites и Amber Universal Holdings в материалах EDC не раскрывается. Но сейчас, по данным компании, ее крупнейшим акционерам принадлежит около 70% (остальное – торгуется на бирже). Доли двух основателей компании – Джапаридзе и Путилова – на 31 декабря 2013 года (более свежих данных компания не приводит) составляли 30,2% и 22,4% соответственно. Кроме того, в материалах подрядчика среди акционеров также указаны ее финдиректор Ричард Андерсон и другие топ-менеджеры (без указания долей). Если брать в расчет только доли крупных акционеров, пакет президента ЛУКОЙЛа в EDC не может быть выше 17,4%. Исходя из предложения Schlumberger, его цена составляет примерно $575 млн.
Давние связи
Алекперов и Джапаридзе – давние знакомые и уже выступали партнерами по бизнесу. По данным Forbes, они познакомились в 1990 году в США, когда Алекперов был замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР, а Джапаридзе работал в американско-российском СП MD Seis. Затем с помощью ЛУКОЙЛа из активов этого СП была создана нефтесервисная компания «Петроальянс» (ЛУКОЙЛ обеспечивал до 80% ее заказов). Через несколько лет «Петроальянс» был продан Schlumberger за $165 млн и 4,7 млн ее акций. А на вырученные средства в 2004 году созданная Джапаридзе EDC купила «ЛУКОЙЛ-бурение» – подразделение ЛУКОЙЛа, решившего полностью передать нефтесервисные услуги на аутсорсинг.
EDC диверсифицировала портфель заказчиков, но компания Алекперова все равно остается ее крупнейшим клиентом. По данным EDC на сентябрь 2014 года, доля ЛУКОЙЛа в заказах EDC составила 62% (в 2007 году было 76%), еще треть приходилась на «Газпром нефть», «Роснефть» и другие компании.
Сделкой EDC с Schlumberger, которую планируется закрыть до конца первого квартала, заинтересовалась ФАС, потому что компании не обратились в службу за разрешением. Сейчас ФАС взяла месяц на изучение материалов, которые Schlumberger предоставила по ее запросу только на прошлой неделе.
При участии Аси Сотниковой