СМИ узнали о претензии «Аэрофлота» к тренажеру из-за крушения SSJ100
Экипаж рейса Москва — Мурманск оказался не готовым к аварийной посадке самолета в Шереметьево из-за поведения тренажера для пилотов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100) в режиме direct mode (ручной режим). Об этом заявил представитель «Аэрофлота» на совещании в Ространснадзоре, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на копию протокола совещания. Подлинность документа газете подтвердил один из участников совещания.
Самолет должен был лететь из Москвы в Мурманск 5 мая 2019 года, но спустя 28 минут после взлета вернулся в Шереметьево, где совершил аварийную посадку. Во время посадки у самолета подломилась стойка шасси и загорелись двигатели. В результате пожара погиб 41 из 78 находившихся на борту человек.
Поведение тренажера для пилотов SSJ100 в ручном режиме кардинально отличается от пилотирования самолета в реальных условиях, заявил на совещании представитель «Аэрофлота», пишет газета. По ее данным, по итогам совещания Ространснадзор рекомендовал провести дополнительные демонстрационные полеты на самолете и тренажере «Аэрофлота» совместно с летчиками-испытателями профильного института — ГосНИИ гражданской авиации.
Источник РБК в группе «Аэрофлот» сообщил о том, что практически никто из пилотов авиакомпании не летал в реальности в режиме direct mode. Соответственно, соотнести свои ощущения в реальном полете с поведением тренажера пилоты не могли. Этим занимаются летчики-испытатели – по результатам летных испытаний ssj должны были внести в базу данных тренажера алгоритм поведения самолета в direct mode в реальном полете, пояснил он.
Представитель «Аэрофлота» воздержался от комментариев.
Газета отмечает, что осенью 2019 году эксперты Росавиации, авиарегистра МАК и Европейского агентства авиационной безопасности уже проводили тестирование тренажера SSJ100 в Шереметьево. «В обоих режимах работы (normal mode и direct mode) динамика полета самолета хорошо воспроизведена на тренажере», — говорится в протоколе совещания в Ространснадзоре.
Три источника «Ведомостей» сообщили, что «Аэрофлот» давно ведет спор с производителем о причинах крушения, защищая программу подготовки пилотов. Источник в авиакомпании сообщил газете, что «Аэрофлот» ранее не указывал производителю на проблему с тренажером. Представители других компаний, эксплуатирующих SSJ100, — «Ираэро», «Северстали» и Red Wings — сообщили газете, что никаких жалоб по работе тренажеров у компаний и их экипажей нет.
По версии следствия, к катастрофе привели действия командира лайнера Дениса Евдокимова. Ему предъявили обвинение по ч. 3 ст. 263 УК России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Сам Евдокимов не признал вины и считает, что причиной катастрофы стала недоработка систем самолета со стороны авиаконструкторов. По словам отца пилота Александра Евдокимова, расследованием занимались люди, которые производили и сертифицировали лайнер.
Сегодня используются четыре тренажера SSJ10. Три из них разработала британской компанией L3 Commercial Training Solutions (ранее — Thales Training & Simulation), они установлены в Шереметьево, Жуковском и в Венеции. Четвертый построен ЦНТУ «Динамика» при участии «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС, теперь — «Региональные самолеты») и установлен в Ульяновске.
РБК направил запросы в компанию L3 Commercial Training Solutions и ЦНТУ «Динамика».