Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0

В РЖД заявили о новом вызове из-за «читерства» с заявками на вывоз угля

Как угольные цены влияют на загрузку сети
В РЖД указали на резкий рост недобросовестных заявок на вывоз угля в порты Юга и Северо-Запада: их доля доходила до 30%. Падение цен угля и крепкий рубль делают экспорт в западном направлении нерентабельным, говорят в Минэнерго
Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Сергей Булкин / NEWS.ru / Global Look Press

В этом году РЖД столкнулись с новым вызовом при выполнении заявок на вывоз угля в адрес портов Юга и Северо-Запада, заявил журналистам замгендиректора компании Михаил Глазков. «Мы в первом квартале и в апреле столкнулись с вызовом, которого до этого не испытывали, — это инфлированные заявки. О чем идет речь? Когда грузоотправитель занимается так называемым читерством: перезаявляет объем груза, которого фактически нет», — сказал он.

По словам Глазкова, нормальное отклонение заявок от фактически предъявленного к перевозке объема грузов составляет 2%, но в январе—марте для заявок по углю в западном направлении (порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада) оно доходило до 30%. Это означает, что «каждый третий вагон, который находился на рейсе, оказался лишним», подчеркнул топ-менеджер РЖД. Согласно его оценкам, по итогам марта такие потери составляли более 150 тыс. т ежесуточно, или примерно 4,5 млн т за месяц, — речь идет об объеме груза, который заявили к перевозке, но не предъявили.

«Можно сказать, что рынок очень быстро меняется, вступают [в силу] новые санкции и так далее, но в такой продукции, как уголь, ничего неожиданного нет», — указал Глазков. В результате РЖД понесли прямые расходы, связанные с задействованием локомотивов и локомотивных бригад, которые оказались невостребованными, на эти неосуществленные рейсы было отправлено 72 тыс. порожних полувагонов — в итоге они попали в простой на путях общего пользования и ухудшили эксплуатационные показатели сети, описал ситуацию топ-менеджер компании.

С октября 2024 года РЖД ведут активную работу по сокращению порожних вагонов на инфраструктуре ввиду рекордного объема парка на сети — более 1,3 млн единиц. В целом сейчас профицит оценивается в 295 тыс., рассказал Глазков. С начала года компании, по его словам, удалось отставить от движения 150 тыс. вагонов.

Почему угольщики отказываются от перевозок

Всего за первый квартал погрузка на железной дороге сократилась на 6,1% (на 18 млн т) к аналогичному периоду прошлого года, до 277,7 млн т. На уголь из сокращения погрузки в первом квартале приходится примерно 4 млн т, оценивает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Основное влияние на снижение показателя оказало сокращение перевозок более широкой номенклатуры грузов — строительных материалов (минус 23,3%, до 19,7 млн т), зерна (минус 30,8%, до 5,7 млн т), нефтяных грузов (минус 5,9%, до 50,2 млн т) и черных металлов (минус 13,1%, до 13,8 млн т), перечисляет он.

Перевозки каменного угля в целом за квартал снизились «не так существенно» (минус 2%, до 85,1 млн т), указывают в Информационном центре операторов (ИЦО). Самое существенное падение наблюдалось в направлении портов Северо-Запада (минус 19%), в южном направлении, наоборот, наблюдался рост — на 83% к уровню прошлого года, но это связано с низкой базой прошлого года, когда приостанавливались поставки в адрес терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких ставок на перевалку. В целом в западном направлении (юг и северо-запад) за квартал было отправлено около 15,9 млн т угля, оценили в ИТО.

В условиях продолжающегося падения мировых цен на уголь, укрепления рубля и высоких логистических затрат северо-западное и южное направления не рентабельны для угольных компаний, прокомментировал РБК ситуацию представитель Минэнерго, добавив, что погрузка осуществляется в рамках действующих контрактных обязательств компаний с покупателями угля. Согласно данным агентства NEFT Research, по состоянию на конец марта 2025 года стоимость тонны энергетического угля на базисе FOB Балтика упала с начала года на 17%, до $64, на FOB Тамань — на 12,9%, до $72,4, на FOB Восточный — на 14,8%, до $67,2.

Отказ от ранее согласованных заявок на перевозку угля на экспорт связан с падением цен на уголь на международных рынках, считают в ИЦО. «Перевозки в адрес портов Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна всегда были менее рентабельными для угольных компаний, а в последние годы разница с восточным направлением еще увеличилась», — указал представитель центра.

Ситуация с вывозом угля находится «на особом контроле» Минэнерго, подчеркнул его представитель. Работа по донастройке экономики экспорта угля ведется в рамках Программы повышения эффективности угольной отрасли, разрабатываемой Минэнерго совместно с ВЭБ.РФ и Минэкономразвития (в конце 2024 года вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам разработать «антикризисную» программу для угольной отрасли, заниматься банкротствами предприятий было предложено ВЭБ.РФ).

Минэнерго совместно с Минтрансом, Минэкономразвития, Минприроды, РЖД, угольными компаниями, операторами вагонов и портовой инфраструктуры уже реализовали ряд мер для поддержки экспорта угля, подчеркнули в ведомстве. Все порты, в том числе Юга, снизили цены на перевалку в полтора-два раза, а операторы вагонов — ставки предоставления вагонов на 30%.

В марте, по информации NEFT Research, добывающим компаниям удалось договориться с железнодорожными операторами о скидках, чтобы сохранить рентабельность на фоне низких цен на уголь на мировом рынке и укрепления рубля. Ставка привлечения полувагонов снизилась на 6% по отношению к февралю. В то же время, напоминает Бурмистров, с декабря тарифы РЖД были проиндексированы на 13,8%.

Операторы также опасаются дополнительного ослабления спроса на перевозку грузов в направлении Усть-Луги после включения порта в новый пакет санкций ЕС в конце февраля. В период с 1 по 20 марта экспорт твердого топлива из порта сократился до 1,55 млн т в сравнении с аналогичным периодом февраля, за который было отгружено 2,26 млн т угля, следует из статистики Argus.

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот
Бизнес
Фото:Павел Лисицын / РИА Новости

В восточном направлении общий объем вывоза угля сохраняется на уровне 2024 года, констатируют в Минэнерго, указывая на «разнонаправленную динамику» в ряде регионов. Так, в Хабаровском крае вывоз увеличился на 51%, до 1,7 млн т, в Забайкальском крае — на 16%, до 1,4 млн т, а в Бурятии и Хакасии наблюдается снижение на 41 и 59% соответственно, до 1,2 млн т и 598 тыс. т.

Что происходит в угольной отрасли

По оценке Росстата, доля убыточных предприятий угольной отрасли по итогам 2024 года увеличилась до 53,3 против 31,5% годом ранее, сальдированный убыток организаций составил 112,6 млрд руб. при прибыли 374,7 млрд руб. в 2023-м. В правительстве прогнозируют снижение добычи угля в 2025 году до 440 млн т (в 2024-м была на уровне 443,5 млн т).

Одной из основных проблем является удаленность главных регионов добычи угля от экспортных портов, доля логистики в цене реализации продукции сохраняется на высоком уровне. Среди известных предложений антикризисной программы, сформировать которую поручил Новак, — субсидирование экспортных перевозок в адрес портов Юга и Северо-Запада для диверсификации экспортных потоков. В декабре прошлого года на одном из совещаний под председательством вице-премьера также обсуждалась возможность предоставления скидок на перевозку угля в этих направлениях. РЖД, в свою очередь, неоднократно говорили о том, что такое решение приведет к непокрываемым убыткам компании.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 09:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 09:21
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Что известно о мемориале «отца нации» Ганди в Дели, который посетил Путин Политика, 09:59
Путина в Индии встретили с конным эскортом. Видео Политика, 09:56
Моди назвал важным событием встречу с Путиным Политика, 09:54
Ушаков раскрыл, сколько часов Путин и Моди говорили тет-а-тет Политика, 09:54
Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Образование, 09:48
В Нью-Дели начались переговоры Путина и Моди Политика, 09:46
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Правовая профилактика за 30 минут: как защитить бизнес без юристовПодписка на РБК, 09:45
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собратьПодписка на РБК, 09:23
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Путин возложил венок к мемориалу Махатмы Ганди Политика, 09:20
В Кремле рассказали об ожидании реакции США на встречу Путина и Уиткоффа Политика, 09:14
Путин и Моди начали переговоры в Нью-Дели. Трансляция Политика, 09:03