Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Первый снег в Москве наступит 19 октября Общество, 01:39
Гинцбург сообщил о начале испытаний вакцины, защищающей от разных вирусов Общество, 01:36
Вице-премьер Оверчук заявил о «завалах» в отношениях России и США Политика, 01:16
Подготовка Марса: зачем 6 человек ходят по пустыне в Израиле в скафандрах Технологии и медиа, 01:00
Глава МВД Британии попросила пересмотреть меры безопасности для депутатов Политика, 00:48
В ВМС США назвали ложным заявление России о нарушении границы эсминцем Политика, 00:46
В офис «Мемориала» пришли сотрудники ОБЭП Общество, 00:19
Минздрав утвердил перечень бесплатных лекарств для перенесших инфаркт Общество, 00:17
Польский сейм проголосовал за выдворение мигрантов в Белоруссию Политика, 00:15
Подъемная сила: как беженец-венгр заработал $4 млрд на аренде самолетов Pro, 00:00
Москва запланировала рост инвестиций быстрее, чем в стране Экономика, 00:00
Поклонская ответила на призывы Киева экстрадировать ее из Кабо-Верде Политика, 15 окт, 23:49
В какие финтех-стартапы инвестируют крупные игроки и банки РБК и QIWI, 15 окт, 23:32
Байден постучал по дереву, отвечая на вопрос о здоровье Клинтона Политика, 15 окт, 23:27
Антикризисные меры ,  
0 

Роспотребнадзор раскритиковал идею ваучеров вместо денег за отмену рейсов

В случае принятия постановления о легализации ваучеров за отмененные рейсы риски бизнеса будут перекладываться на пассажиров, заявили в Роспотребнадзоре. Ваучер не гарантирует, что клиенту вернут средства даже через три года
«Аэрофлот» AFLT ₽84,4 +3,08% Купить
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров, выдаваемых в качестве компенсации за отмененные авиарейсы вместо возврата денег. По мнению ведомства, в этом документе не учитываются гарантии для пассажиров.

Об этом говорится в письме заместителя руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова, которое он направил 27 мая в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа. Представитель Минтранса подтвердил получение обращения.

Как в регионах России смягчают карантинные меры. Фоторепортаж
Фотогалерея 

РБК направил запросы в Роспотребнадзор, Минфин и Минэкономразвития.

В начале мая для помощи в первую очередь авиаперевозчикам, пострадавшим из-за отмены полетов и сокращения пассажиропотока в условиях пандемии, правительство предложило легализовать ваучеры, разрешив авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать пассажирам деньги за билеты на несостоявшиеся рейсы. Ваучер может давать право как на будущую поездку, так и выражаться в начислении на личный счет пассажира эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с клиентом планируется разрешить вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения или режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести поправки в законодательство, в том числе в Воздушный кодекс. Конкретизировать изменения должно будет постановление правительства.

Эксперты допустили рост безработицы в России в 3 раза при жестком кризисе
Экономика
Фото:Владимир Смирнов / ТАСС

Подготовленный Минтрансом проект постановления разрешает вернуть пассажиру деньги за отмененный рейс только через три года, если клиент не воспользуется ваучером. Это в значительной степени перекладывает риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей, — предупреждает Орлов.

Замглавы Роспотребнадзора перечисляет и другие замечания:

  • Минтранс, разрешая перевозчику изменять договор в одностороннем порядке, отсылает к своему приказу об общих правилах воздушных перевозок. В этом приказе нет положений об одностороннем изменении договора. Перевозчик может лишь поменять самолет и изменить маршрут, если того требуют правила безопасности полета.
  • Предложение пассажирам выбрать другую дату по уже выбранному маршруту может принуждать клиентов вовсе отказаться от поездки с потерей гарантии полного возврата денег за билет.
  • Проект постановления не предоставляет и гарантий, что пассажир сможет воспользоваться ваучером, если в течение трех лет билет подорожает, будут отменены рейсы по направлению или в случае банкротства перевозчика.
  • Нет экономических обоснований срока в три года, в течение которого перевозчики могут не возвращать деньги пассажирам.

Для «избежания критики» постановления в будущем Орлов порекомендовал Минтрансу и другим профильным ведомствам отразить в документе все возможные гарантии для пассажиров по исполнению авиакомпаниями обязательств.

РБК направил запрос крупнейшим перевозчикам: «Аэрофлоту», S7, Utair и «Уральским авиалиниям». Источник РБК в отрасли, знакомый с руководством нескольких крупных авиакомпаний, не согласен с утверждением Роспотребнадзора, что ваучеры перекладывают предпринимательские риски на потребителя. По его мнению, чрезвычайную ситуацию нельзя считать предпринимательским риском. «Это форс-мажор. Предпринимательские риски зависят в первую очередь от самой компании. Как можно просчитать эпидемию?» — недоумевает он.

Ранее против инициатив Минтранса выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предлагал в случае, если авиакомпания не может предоставить пассажиру право выбора — возврат денег или ваучер, — разрешить передавать право на сертификат третьим лицам, в том числе железнодорожным перевозчикам. Также глава ФАС рекомендовал разрешить властям выкупать ваучеры у пассажиров.

Мишустин пообещал Путину выход на рост экономики выше докризисного
Экономика
Михаил Мишустин

Не дожидаясь принятия отдельного документа, авиакомпании еще в конце марта стали выдавать ваучеры в качестве компенсации за рейсы, отмененные из-за распространения коронавируса и запрета на полеты за рубеж. Первой легализовать ваучеры предложила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). «Наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов», — объяснил глава ассоциации Владимир Тасун в письме в правительство. Он подчеркивал, что большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных на возвраты пассажирам и грузоотправителям, чем зарабатывают на бронировании своих услуг.

Распространение коронавируса Covid-19 в мире
Количество подтвержденных случаев заражения
<1000
0
<100 000
0
<1 000 000
0
<10 000 000
0
от 10 000 000
0
Источник: JHU
Данные по миру i