Перейти к основному контенту
Антикризисные меры ,  
0 

ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров

Авиакомпании начали выдавать их вместо денег после массовой отмены рейсов из-за коронавируса
Глава ФАС Игорь Артемьев предложил разрешить правительству выкупать у пассажиров ваучеры, полученные вместо денег за отмененные авиарейсы. Он выступает и за другие альтернативы, например, обмен ваучеров на железнодорожные билеты
«Аэрофлот» AFLT ₽81,88 +4,89% Купить
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев рекомендовал разрешить правительству выкупать ваучеры у пассажиров, полученные за билеты на отмененные авиарейсы. Об этом говорится в трех идентичных письмах Артемьева, которые он 25 мая направил министру транспорта Евгению Дитриху, руководителю Ростуризма Зарине Догузовой и главе Роспотребнадзора Анне Поповой. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердили федеральный чиновник, знакомый с содержанием предложений, и источник в одном из профильных ведомств.

«ФАС России направила свою позицию по этому вопросу во все заинтересованные ведомства. Окончательное решение будет приниматься правительством с учетом анализа всех альтернатив, интересов потребителей и авиакомпаний», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Представитель Минтранса подтвердил получение письма. В пресс-службе Роспотребнадзора на запрос ответили, что считают важным «закрепление механизмов, гарантирующих возврат средств потребителям». РБК направил запрос в пресс-службу Ростуризма.

В чем трудности с ваучерами

Сейчас сложилась практика навязывания сертификатов вместо возврата денег пассажирам за несостоявшиеся рейсы как на внутренних, так и на международных направлениях, констатирует Артемьев. Такие сертификаты стали появляться после массовой отмены рейсов из-за пандемии коронавируса.

В начале мая правительство предложило легализовать ваучеры, разрешая терпящим убытки авиа-, железнодорожным и водным перевозчикам не возвращать деньги за билеты в условиях пандемии. Такой ваучер может давать право на будущую поездку или выражаться в начислении на личный счет пассажира в авиакомпании эквивалента денег, который можно использовать в будущем. Изменения в договор с пассажиром можно будет вносить только в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения и режима повышенной готовности. Для этого предлагается внести изменения в законодательство, в частности в Воздушный кодекс. Сейчас на руках у клиентов находятся авиабилеты на 60–80 млрд руб., сообщил РБК источник, близкий к одной из авиакомпаний.

Факт принуждения пассажира к получению сертификата без альтернативы, а также ограничения на его получение нарушают права потребителей и антимонопольное законодательство, указывает глава ФАС. Он обращает особое внимание на следующие аспекты:

  • сертификаты, выдаваемые на безальтернативной основе, обязывают пассажира пользоваться в будущем услугами конкретной авиакомпании;
  • в некоторых случаях пассажиры намеренно покупали билеты по более дорогим тарифам с возможностью возврата без штрафов;
  • нередко пассажирам приходится получать ваучеры в распечатанном виде в офисах компаний, а не онлайн, что создает дополнительные неудобства и риски во время режима ограничений из-за коронавируса;
  • у клиентов нет гарантий, что состоится рейс, билет на который приобретен по сертификату.

Артемьев подчеркнул, что Еврокомиссия обязывает российские авиакомпании предоставлять выбор европейским пассажирам — получать компенсацию за отмененный рейс (деньги) или ваучер. «В этих обстоятельствах безальтернативная выдача сертификатов может дискриминировать пассажиров — граждан Российской Федерации», — заключил он.

Почему компании стали вводить ваучеры

В России, как и в Европе, авиакомпании должны полностью возвращать пассажирам деньги за билеты, утверждают юристы, опрошенные РБК. Но российские перевозчики, как и некоторые иностранные, в условиях пандемии этого не делают.

Первой в России, 27 марта, о компенсации средств только в виде ваучеров на будущий перелет заявила авиакомпания «Победа». В апреле на возврат только ваучерами перешли «Уральские авиалинии». Тогда же «Аэрофлот» приостановил операции по возврату денег за билеты, аннулированные из-за пандемии, позднее тоже введя систему ваучеров.

S7 при возврате средств ваучерами добавляет к стоимости отмененного рейса 10%. В авиакомпании возможен и возврат билета деньгами, но через call-центр. Поскольку все заявки обрабатываются вручную, это может занять длительное время, сообщил перевозчик. Utair также заявлял, что возможен возврат деньгами в течение 60 дней.

С начала пандемии коронавируса авиационная отрасль оказалась в глубоком кризисе. В конце марта правительство приостановило все международные рейсы. Во второй половине марта резко стал сокращаться спрос и на полеты по России, авиакомпании стали генерировать убытки. Из-за отмены международных полетов на фоне пандемии перевозчики потеряют до 360 млрд руб. с февраля по сентябрь 2020 года, подсчитали эксперты Bain&Company для РБК.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) первой предложила легализовать ваучеры. «Наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов. <...> Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты своим пассажирам и грузоотправителям, чем они получают за бронирования своих услуг воздушной перевозки», — объяснил глава ассоциации Владимир Тасун в письме в правительство.

Власти согласились разрешить возврат ваучеров вместо денег за билеты
Бизнес
Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Как ФАС предлагает возвращать деньги пассажирам

Артемьев рекомендует создать условия, при которых клиенты авиакомпаний будут иметь выбор — получить деньги за отмененный рейс (пусть даже выплаченные в рассрочку или позднее) или сертификат на новый рейс.

В случае если авиакомпания вернуть деньги не может, глава ФАС предлагает передавать права на сертификаты третьим лицам, например, другим перевозчикам, и разрешить менять авиабилеты на железнодорожные. Кроме того, Артемьев предложил разрешить правительству выкупать ваучеры у пассажиров. РБК направил запрос в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспорт) и пресс-службу Минфина.

«Возможность обмена авиасертификатов на железнодорожные билеты следует проработать оперативно — на период летних отпусков», — указывает глава ведомства. Такие меры помогут, по его словам, увеличить пассажиропоток в поездах, сократить потребность в компенсации убытков РЖД и обеспечить социальную дистанцию для семей при поездках в купе.

Источник в одной из авиакомпаний усомнился в целесообразности передачи прав на сертификат: «Суть ваучера в том, что он решает одну проблему — избавляет авиакомпанию от обязательств возвращать деньги пассажирам, у компаний сейчас нет денег». Если передавать необеспеченный ваучер другим перевозчикам, то сертификат никто не возьмет, отмечает он.

РБК направил запросы в пресс-службу крупнейших российских авиакомпаний — «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победу» и Utair.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиабилеты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05