Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 
Эксклюзив

Российские авиакомпании лишились почти всех контрактов с ООН

У российских авиакомпаний завершаются действующие контракты с дипмиссиями ООН из-за «красного флажка» от ИКАО. Они завершают старые контракты и покинут рынок авиаперевозок для ООН в первом квартале, сообщили РБК в МИДе
Фото: Photoagency Interpress / Global Look Press
Фото: Photoagency Interpress / Global Look Press

Российские авиакомпании лишились почти всех контрактов с миротворческими и политическими миссиям Организации Объединенных Наций (ООН), рассказали два источника РБК в вертолетной индустрии и один близкий к авиавластям. На текущий момент миссии ООН обслуживает «статистически мало значимое» количество российской техники, отметил один из собеседников. «Почти все российские вертолеты ушли с рынка ООН», — отметил другой.

Эту информацию подтвердила РБК представитель МИДа Мария Захарова. По ее словам, российские операторы завершают свою работу по старым контрактам, они покинут рынок авиаперевозок для структур ООН в первом квартале 2024 года.

«Проблема непродления контрактов на предоставление российскими компаниями авиатехники для нужд ООН носит системный характер. После утверждения Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) решения о наличии в отношении России «серьезной обеспокоенности в области безопасности полетов» (Significant Safety Concern, SSC) Секретариат ООН, основываясь исключительно на своем собственном толковании SSC, ограничил участие российских компаний в новых конкурсах на поставку авиауслуг в интересах всемирной Организации», — добавила Захарова.

Минтранс совместно с Росавиацией прорабатывает с ИКАО возможность корректировки SSC таким образом, чтобы «обеспокоенность» относилась исключительно к авиасудам с двойной регистрацией, а не ко всей гражданской авиации России, рассказали в МИДе. «Исходим из того, что реализация данной инициативы позволит возобновить участие российских компаний в деятельности ООН. Речь идет об использовании авиационной техники отечественного производства, которая никогда не числилась в иностранных реестрах», — отметила Мария Захарова.

В Минтрансе и Росавиации не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Что такое SSC

Речь идет о так называемом красном флажке ИКАО, который призван указать на серьезные проблемы с безопасностью гражданской авиации в России. Организация поставила этот флажок России в сентябре 2022 года; причиной стало нарушение 18-й статьи Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, которая запрещает двойную регистрацию воздушных судов. Согласно этой норме, суда могут быть зарегистрированы только в одном государстве. После введения санкций против российской авиаотрасли в 2022 году в ответ на начало СВО на Украине российские авиакомпании спешно зарегистрировали свои самолеты в России, но суда остались зарегистрированы и в иностранных реестрах (западные лизингодатели, владеющие этими самолетами, не дали согласия на их дерегистрацию). Как пояснял представитель ИКАО Энтони Филбин, «красные флажки» используются для коллективного информирования других стран, а не для того, чтобы наказывать или угрожать государствам, получающим их. Кроме России «красный флажок» есть у Бутана.

Институт авиации оценил срок появления истребителя шестого поколения
Политика
Многоцелевые истребители Су-57

Российские авиавласти, напротив, считают, что международные нормы нарушили авиационные власти Бермуд и Ирландии, когда в одностороннем порядке аннулировали выданные ими сертификаты летной годности на самолеты российских компаний. Кроме того, осенью 2023 года Россия подала заявление в совет ИКАО и обвинила страны Запада в нарушении Чикагской конвенции: 37 государств запретили использовать свое воздушное пространство, поставлять самолеты и запчасти, обслуживать авиатехнику в их техцентрах, страховать ее, также они задерживали самолеты российских авиакомпаний за рубежом. Тем самым «государства-ответчики поставили под угрозу безопасность полетов международной гражданской авиации и серьезно подорвали взаимное доверие», сообщал российский МИД.

О каких российских компаниях идет речь

Всего у ООН были заключены контракты на работу 44 российских воздушных судов (22% от всего воздушного парка организации), сообщалось в 2022 году. Речь шла о 41 вертолете (37 вертолетов Ми-8 и четыре Ми-26) и трех самолетах Ан-74.

Крупнейшим российским поставщиком техники и услуг в адрес ООН была российская группа Utair. Уже в ноябре прошлого года ее гендиректор Андрей Мартиросов сообщал, что 30 вертолетов семейства Ми-8/17/171, ранее обслуживающих рынок ООН, были остановлены и направятся на ремонт. Для Utair это треть парка вертолетов типа Ми-17.

ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Бизнес
Фото:Марина Лысцева / ТАСС

Среди других вертолетных операторов, работающих по контрактам с ООН, — авиакомпании «ПАНХ», «Абакан Эир», «Вектор АПК» и «Нижневартовскавиа», сообщил источник РБК в одной из них. По его словам, вместо российских операторов на рынок ООН уже выходят «американские, украинские и прочие компании». В «Нижневартовскавиа» РБК сообщили, что не работают по контрактам с миссией ООН с октября 2022 года, «после одностороннего с их стороны расторжения контрактов». Заместить потерянные объемы работ на российском рынке практически невозможно, отметили в компании.

«Для России это был действительно очень серьезный рынок, доходы от контрактов составляли до $400 млн в год», — утверждает источник РБК в одном из вертолетных операторов.

Возобновление контрактов с ООН он называет маловероятным: «Фактически Россия мало что может сделать. Чикагская конвенция — про суверенитет, а не про авиацию. Устранить фундаментальные замечания невозможно ровно до тех пор, пока не будут выкуплены все воздушные суда. Сейчас выкуплена треть». Претензии ИКАО, по его словам, относятся не к самим воздушным судам, а к авиационным властям страны, которые признаны ненадлежащими. «Пока есть двойные номера, никто на Западе не будет проделывать дифференциации между российской и нероссийской техникой», — заключил он.

РБК направил запрос в «Вертолеты России» (производитель вертолетов) и «Ростех».

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Вертолеты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 мая
EUR ЦБ: 98,31 (-0,17)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
Курс доллара на 8 мая
USD ЦБ: 91,12 (-0,19)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
Как масштабировать бизнес, создав франшизу РБК Франшизы, 13:03
На Украине сообщили о повреждении трех электростанций Политика, 12:55
В Москве за год утроилась выдача IT-ипотеки Недвижимость, 12:54
Кремль оценил последствия приостановки Арменией участия в ЕАЭС Политика, 12:52
Эволюция ИИ за 5 лет: от диагностики болезней до возведения небоскребов Индустрия 4.0, 12:50
Как непостоянные зрители «украли» у стриминговых сервисов $10 млрд Pro, 12:44
В Минспорте рассказали о проблемах с выплатой взноса в бюджет WADA Спорт, 12:44
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Липецкой области объявили режим воздушной опасности Политика, 12:43
В посольстве России заявили, что не знают о задержанном в Польше военном Политика, 12:40
Пострадавшим от краха FTX полностью компенсируют средства Крипто, 12:38
Кремль усомнился в правдивости данных СБУ о покушении на Зеленского Политика, 12:34
Организаторы концертов опровергли данные о приезде Канье Уэста летом Общество, 12:31
Спрос на аренду жилья в Москве начал снижаться после месяцев ажиотажа Недвижимость, 12:27
Обладатель Кубка Гагарина в составе СКА подписал контракт с «Трактором» Спорт, 12:26