Перейти к основному контенту
База знаний⁠,
0

Что такое Ту-160: характеристики и преимущества

Ту-160
Ту-160 (Фото: Министерство обороны России / Global Look Press)

Содержание:

Что такое Ту-160

Ту-160 («изделие 70», Blackjack в кодификации НАТО, неофициальное наименование в российских СМИ — «Белый лебедь») ― это советский и российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. Он может нести на борту ракеты и бомбы с ядерным боевым запасом и является одной из составляющих российской ядерной триады. Предназначен для того, чтобы наносить ракетные и ядерные удары по наиболее важным целям с большого расстояния и в глубоком тылу противника, в том числе вне зоны досягаемости ПВО. Считается самым крупным и тяжелым самолетом своего класса. Разработан в 1970-х годах в ОКБ Туполева, с тех пор претерпел несколько модификаций.

История создания стратегического бомбардировщика Ту-160

Создание сверхтяжелых бомбардировщиков в СССР началось в конце 1960-х годов в ответ на аналогичные работы над В-1А в США. Главным применением для таких самолетов был бы возможный ядерный конфликт между странами. Эти самолеты должны были преодолеть расстояние между континентами на сверхзвуковой скорости, прорвать ПРО враждебной страны и нанести удары по ее стратегическим объектам.

В конкурсе проектов в 1973 году был утвержден дизайн ОКБ В.М. Мясищева (М-18), которое предложило создать самолет с изменяющейся стреловидностью крыла, однако его наработки были переданы ОКБ Туполева, которое имело необходимые производственные мощности и опыт создания сверхзвуковых машин. В такой конструкции крылья при взлете должны быть широко расставлены в стороны, чтобы поднимать в небо тяжелую машину со стандартного аэродрома, а при полете на гиперзвуковых скоростях они складывались, чтобы не создавать излишнего сопротивления воздуху.

В конце 1977-го был утвержден эскизный проект машины, в том же году началось производство трех прототипов. Первый прототип самолета был построен в 1980-м и впервые поднялся в небо 18 декабря 1981 года. Он смог показать скорость 2200 км/ч и пролетел без дозаправки более 12 тыс. км. В 1984 году начались испытания серийного самолета.

В 1987 году самолет начал поступать в войска (в 184-й гвардейский полк в Прилуках, ныне на Украине), было налажено крупносерийное производство этих машин на Казанском авиационном заводе при участии более 800 других предприятий советского оборонно-промышленного комплекса. Из первоначально запланированных 100 самолетов к 1994-му было выпущено всего около 35 машин, включая три прототипа. Самолет был официально принят на вооружение в 2005 году.

В 2010-х годах была принята программа воспроизводства и глубокой модернизации этих самолетов, которая включала в себя замену авионики, двигателей и вооружения, в 2015 году было принято решение о возобновлении серийного производства. В Минобороны сообщали, что новая машина станет как минимум вдвое эффективнее своего предшественника Ту-160. Сумма контракта на поставку десяти новых бомбардировщиков для российских ВКС составила 160 млрд руб.

В январе 2018 года во время визита российского президента Владимира Путина на Казанский авиационный завод Ту-160М совершил демонстрационный полет над Казанью. Первый модернизированный Ту-160М собрали на заводе в Казани и передали на испытания в ноябре 2019 года. Летом 2023 года «Ростех» сообщил о начале госиспытаний Ту-160М. В феврале 2024-го Владимир Путин совершил 30-минутный полет на Ту-160М.

Рассматривалась возможность создания гражданского сверхзвукового самолета на основе Ту-160.

Характеристики Ty-160

Тип — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец

Экипаж — четыре человека

Длина — 54 м

Размах крыла — 55,7 м (при минимальной стреловидности), 35,6 м (при максимальной стреловидности)

Высота — 13,5 м

Площадь крыла — 232 кв. м

Масса пустого самолета — 110 т

Максимальная взлетная масса — 275 т

Двигатели — 4 × ТРДД НК-32

Тяга двигателей — 4 × 25 000 кгс (245 кН)

Максимальная скорость — 2200 км/ч (М=2,05)

Крейсерская скорость — 850–920 км/ч

Максимальная дальность полета — 14 600 км

Практический потолок — 12 000 м

Боевая нагрузка — до 45 т

Вооружение — крылатые ракеты (Х-55, Х-101/102, Х-555), неуправляемые и корректируемые авиабомбы в обычном и ядерном оснащении, морские мины

Стреловидность крыла — изменяемая (20–65 градусов)

Годы производства — 1984–1994, возобновлено в 2010-х (модернизация до Ту-160М2)

Количество построенных — около 35 единиц

Производство Ту-160

Производить стратегические бомбардировщики начали в 1984 году на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова (ныне филиал ПАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха»). Однако из-за сложной экономической ситуации после распада СССР серийное производство было остановлено в начале 1990-х годов. Всего было построено около 35 самолетов, включая прототипы.

Устранение недостатков

Ту-160, несмотря на ряд преимуществ, имел недостатки, которые устранялись в процессе эксплуатации и модернизации.

  1. Одним из недостатков машины была высокая стоимость производства и эксплуатации. В рамках модернизации до версии Ту-160М были оптимизированы производственные процессы, а также внедрены современные материалы и технологии, что позволило снизить затраты.
  2. Из-за больших размеров и массы Ту-160 имел ограниченную маневренность на низких скоростях. В качестве решения конструкторами были улучшены системы управления и внедрены более совершенные аэродинамические решения.
  3. Устаревшая авионика. Бортовое оборудование Ту-160 было основано на технологиях 1980-х годов и не соответствовало современным требованиям. В Ту-160М были установлены современные системы управления, навигации и связи, что значительно повысило боевую эффективность.
  4. Заметность для локаторов делала Ту-160 уязвимым для современных систем ПВО. Внедрены элементы технологии снижения радиолокационной заметности, а также улучшены элементы радиоэлектронной борьбы.
  5. Ограниченный ресурс двигателей. Двигатели НК-32 хотя и отличались высокой мощностью, но имели ограниченный ресурс и требовали частого обслуживания. Чтобы решить эту проблему, была разработана модернизированная версия двигателя — НК-32-02, которая отличается повышенной надежностью и экономичностью.
  6. Самолет требовал значительных усилий для технического обслуживания. Чтобы решить эту проблему, были внедрены новые системы диагностики и упрощены процедуры обслуживания.

Конструкция самолета

Двигатели

Ту-160 оснащен четырьмя турбореактивными двигателями с форсажной камерой НК-32, которые обеспечивают высокую скорость полета и значительную дальность. Мощность в режиме форсажа — около 25 т тяги на каждом двигателе. В крейсерском режиме они обеспечивают около 13,7 т тяги.

Двигатели имеют переменную геометрию сопел, что позволяет эффективно работать как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости. Благодаря высокой экономичности двигателей самолет может выполнять длительные автономные полеты без дозаправки в воздухе.

Двигатели установлены парами в двух носовых отсеках фюзеляжа, что обеспечивает лучшее распределение нагрузки и улучшает аэродинамику.

Крылья

Ту-160 имеет особую конструкцию крыла с переменной геометрией, что делает его универсальным для различных задач. Крыло может изменять угол стреловидности (угол между передней кромкой крыла и продольной осью самолета) в диапазоне от 20 до 65 градусов. Это позволяет оптимизировать аэродинамические характеристики при разных режимах полета.

При малых углах стреловидности (20 градусов) улучшается взлетно-посадочная характеристика и увеличивается дальность полета на крейсерских скоростях. При больших углах стреловидности (65 градусов) обеспечиваются высокая маневренность и возможность сверхзвукового полета.

Крыло изготовлено из авиационных сплавов, включая титановые и алюминиевые материалы. Внутри крыла размещены топливные баки, которые обеспечивают большой запас топлива (до 160 т).

Форма крыла и фюзеляжа специально разработана для минимизации сопротивления на сверхзвуковых скоростях, что позволяет развивать скорость более 2000 км/ч.

Вооружение

Самолет имеет возможность нести до 12 стратегических крылатых ракет Х-55 или их модификаций (например, Х-55СМ), оснащенных ядерными боеголовками. Они устанавливаются на барабанные пусковые установки.

Также могут применяться более современные ракеты Х-101 (с обычной боеголовкой) и Х-102 (с ядерной боеголовкой). В 2023 году Ту-160 получили ракеты Х-БД, способные бить на расстояние до 6500 км.

Самолет может нести различные виды свободно падающих бомб общей массой до 45 т. Для точного поражения целей используется система управления огнем и навигации.

Модификации и модернизации Ту-160

С момента своего создания Ту-160 прошел через несколько модификаций и модернизаций. Среди них:

Ту-160М представляет собой модернизированную версию строевых Ту-160. Основные изменения включают замену бортовой электроники, систем навигации, связи, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), предусмотрены новые двигатели НК-32-02, которые имеют улучшенные характеристики по топливной эффективности и мощности.

Ту-160М2 — наименование «построенных с нуля» образцов Ту-160М. Первый полет самолета новой сборки состоялся в январе 2022-го.

Боевое применение Ту-160

Основная роль Ту-160 — участие в системе стратегического ядерного сдерживания. Ту-160 регулярно участвуют в учениях стратегических ядерных сил. В частности, эти бомбардировщики периодически совершают патрульные полеты над нейтральными водами для демонстрации готовности к выполнению задач ядерного сдерживания.

Впервые Ту-160 был применен в реальных боевых условиях во время военной операции в Сирии в ноябре 2015 года. Самолеты были задействованы в нанесении ударов по объектам террористических организаций. Использовались крылатые ракеты Х-101 с обычными боеголовками, которые могут поражать цели на расстоянии до 4500 км. Вылеты выполнялись с аэродрома Энгельс (Россия).

Именные экземпляры Ту-160

Некоторые самолеты Ту-160 получили имена в честь летчиков-испытателей и других известных персон. Традиция именовать Ту-160 появилась в 1995 году при подготовке к параду по случаю 50-летия победы в Великой Отечественной войне, с инициативой выступил тогдашний главком ВМС Петр Дейнекин. Первый Ту-160 с бортовым номером «06 красный» получил имя «Илья Муромец».

  • Андрей Туполев — руководитель ОКБ, где был сделан самолет.
  • Иван Ярыгин — советский олимпийский чемпион по борьбе.
  • Василий Решетников — руководитель дальней авиации СССР в 1970-х годах.
  • Михаил Громов — летчик-испытатель.
  • Александр Голованов — руководитель дальней авиации в 1940-х годах.
  • Александр Молодчий — летчик, командир первой стратегической авиадивизии СССР.
  • Валерий Чкалов — летчик-испытатель.
  • Борис Веремей — летчик-испытатель.
  • Валентин Близнюк — один из создателей самолета Ту-160.
  • Николай Кузнецов — конструктор двигателей советских самолетов.
  • Петр Дейнекин — главнокомандующий ВВС СССР, Объединенными вооруженными силами СНГ и России (1991–1998).
  • Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт.
  • Минтимер Шаймиев — первый президент Татарстана (1991–2010), где производится самолет.
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:11
Объем сделок на платформах криптопрогнозов вырос до рекордных $8,3 млрд Крипто, 16:26
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
Путин описал рост экономики Индии словами из песни Высоцкого про йогов Политика, 16:25
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Швецов назвал главным фактором роста рубля пухнущую от валюты экономику Инвестиции, 16:14
Как прошел второй день визита Владимира Путина в Индию. Фоторепортаж Политика, 16:13 
Взятки на ₽1,3 млрд и фуражка Гитлера: чем известен Тимур Иванов 16:08
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Делобанк отменил комиссию за международные b2b-платежи в декабре Отрасли, 16:08
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58
Звонарева в 41 год вышла в полуфинал крупного турнира ITF Спорт, 15:58
Украинская триатлонистка оскорбила решившую выступать за Россию Лыскун Спорт, 15:58
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 15:57