Что такое партия «Америка», о создании которой заявил Илон Маск
Содержание:
Что такое партия «Америка»
5 июля 2025 года после голосования в своей соцсети X американский бизнесмен Илон Маск объявил о создании партии «Америка» (англ. America Party). Этому предшествовало несколько публичных конфликтов между миллиардером и президентом Дональдом Трампом, в администрации которого он ранее возглавлял службу DOGE и отвечал за сокращения госрасходов и увольнения чиновников.
Маск также активно критиковал республиканский «Большой прекрасный законопроект» (Big Beautiful Bill) за увеличение дефицита бюджета. По ряду оценок законопроект, который прошел через конгресс в начале июля, дополнительно увеличит госдолг США на $3,4 трлн в течение десяти лет. Проголосовавшим за него республиканцам Маск угрожал поражением на ближайших выборах в конгресс.
По словам Маска, его партия призвана отражать интересы 80% американцев, находящихся в центре политического спектра и уставших от радикализма и безответственности демократов и республиканцев. У этой идеи сразу появились сторонники. Предложение Маска поддержали миллиардер Марк Кьюбан и финансист Энтони Скарамуччи, который недолго работал в первой администрации Трампа. Свою поддержку Маску предложили председатель Либертарианской партии Стивен Нехалиа и бизнесмен Эндрю Янг, пытавшийся баллотироваться в президенты от демократов в 2020 году, а потом создавший собственную партию «Вперед».
Несмотря на это, формально партия Маска до сих пор даже не зарегистрирована, не говоря о проведении учредительного съезда или поддержке конкретных кандидатов. А согласно финансовой отчетности, миллиардер продолжает активно финансировать избирательные фонды, связанные с Трампом и Республиканской партией. Из-за этого многие эксперты говорят, что своим заявлением о создании новой партии Маск лишь хотел выпустить пар, навредив Трампу и республиканцам.
Идеология и электорат партии
Если предположить, что Маск все же серьезен в своем намерении создать партию, которая сможет конкурировать с демократами и республиканцами, пока не очень понятно, на чем она будет строиться и кто будет за нее голосовать.
Хотя Маск заявлял, что его будущая партия будет центристской, ее идеология и позиции по конкретным вопросам пока остаются неясными. Из заявленного ранее ясно лишь то, что партия будет добиваться сокращения дефицита бюджета и госдолга США. Учитывая бизнес-карьеру Маска, можно предположить, что она будет выступать за сокращение государственного регулирования с целью развития предпринимательства и технологических инноваций. Это во многом схоже с позицией республиканцев, но Маск также известен поддержкой зеленой энергетики, что сближает его с демократами.
Для успеха на выборах партии Маска потребуется склонить на свою сторону миллионы избирателей. С одной стороны, запрос на «третью партию» действительно есть. По опросам, более 40% избирателей не считают себя ни демократами, ни республиканцами. А ежегодно около 60% респондентов заявляют, что существующие партии не представляют их политические взгляды и поэтому они хотели бы видеть новую партию.
Однако когда речь заходит о партии Маска, ее поддержка довольно мала. Согласно одному из опросов, 45% считают создание новой партии «необходимым», но лишь 11% готовы поддержать партию «Америка». В других опросах доля респондентов, готовых голосовать за нее, разнится от 17 до 5%. При этом во всех этих опросах доля потенциальных избирателей партии Маска значительно выше среди республиканцев.
Во многом это связано с негативным рейтингом Маска, который значительно ухудшился после его работы в администрации Трампа в качестве руководителя департамента DOGE. По опросам, его негативно оценивают в среднем 58% американцев, а позитивно — лишь 33%. И если среди республиканцев позитивное отношение к миллиардеру у 63%, то среди беспартийных только у 31%, а у демократов — всего 5%.
Есть ли шансы у партии Маска
Помимо проблем с позиционированием существует и множество юридических сложностей. Американское партийное законодательство известно своей враждебностью к «третьим партиям». В отличие от демократов и республиканцев, для кандидатов от них действуют различные барьеры вроде порога сбора подписей избирателей или предоставления финансового залога. К тому же в большинстве штатов избирательные комиссии формируются исключительно по двухпартийному принципу.
Конечно, для Маска с его обширными финансовыми ресурсами это вряд ли станет большой трудностью. Во время избирательной кампании 2024 года он потратил почти $300 млн, поэтому с такими деньгами он без проблем сможет нанять обширный штат юристов, политтехнологов и полстеров. К тому же он потенциально может использовать инфраструктуру других малых партий, у которых уже есть доступ к избирательным бюллетеням большинства штатов. Например, интерес к поддержке со стороны Маска проявила Либертарианская партия.
Сам миллиардер говорил, что вместо создания полноценной партии с отделениями во всех 50 штатах он может сконцентрироваться на двух-трех штатах на выборах в сенат и восьми-десяти округах палаты представителей, вложив все ресурсы для победы в них. По его замыслу, это позволит лишить демократов и республиканцев большинства в обеих палатах конгресса, а сторонники Маска станут своеобразным политическим «маятником», который вынудит обе партии идти на уступки и сделает их более договороспособными.
Но весьма вероятно, что кандидаты от партии Маска повторят судьбу своих предшественников от других «третьих партий» и станут спойлерами. В условиях мажоритарной одномандатной системы на выборах в конгресс и системы «победитель получает все» в коллегии выборщиков в президентских гонках хорошо работает так называемый «закон Дюверже», который способствует двухпартийности.
В условиях многопартийности кандидаты, не получающие большинства, не только проигрывают, но и оттягивают голоса у своих идеологически близких конкурентов. Например, более правая партия будет спойлером республиканцев, способствуя победе демократов, даже если вместе они наберут большинство, а левая будет спойлером демократов, позволив победить республиканцам.
В истории США уже были подобные примеры спойлеров. В 1912 году бывший президент и республиканец Теодор Рузвельт пошел на выборы от Прогрессивной партии, расколол электорат республиканцев и тем самым помог победить демократу Вудро Вильсону. А в 2000 году демократ Ал Гор имел все шансы победить Джорджа Буша — младшего, если бы не кандидат от Партии зеленых Ральф Нейдер, который получил часть голосов электората демократов.
Согласно опросу Echelon Insights, проведенному в июле 2025-го, за демократов готовы проголосовать 46,5% респондентов, а за республиканцев — 47,5%. Когда в опрос добавили партию Маска, которую поддержали чуть менее 5%, поддержка демократов немного снизилась до 44,5%, а республиканцев — до 40,5%.
Альтернативой созданию партии для Маска могла бы стать поддержка кандидатов от демократов и республиканцев на партийных праймериз, где финансовый ресурс может играть решающую роль. Но учитывая крайне низкий рейтинг миллиардера среди избирателей-демократов, маловероятно, что кто-то из кандидатов от Демократической партии согласился бы на его поддержку. Куда перспективнее ситуация среди республиканцев, многие из которых позитивно относятся к Маску. Однако за последние годы Трамп добился выхода своих критиков из Республиканской партии и вряд ли потерпит в ней фракцию его сторонников.



