Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Онлайн-кинотеатры зафиксировали рекордный рост подписок

Почему пользователи стали больше платить за российские сериалы
TelecomDaily: россияне нарастили число подписок на онлайн-кинотеатры на 25%
Россияне стали активнее оформлять подписки на видеосервисы: за полгода их количество выросло почти на четверть. Сами платформы связывают это с наращиванием отечественного контента, а также с внедрением искусственного интеллекта
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС

Количество подписок на российские онлайн-кинотеатры на конец декабря 2023 года достигло рекордных 45,2 млн. Это следует из исследования информационно-аналитического агентства TelecomDaily, результаты которого есть у РБК. За полгода этот показатель вырос более чем на 23% с 36,7 млн.

Как считали

Исследование о подписках на онлайн-кинотеатры TelecomDaily подготовила в 2023 году впервые. Оно проводилось методом онлайн-анкетирования с использованием собственной панели в две волны: май—июнь 2023 года и ноябрь 2023-го — первая декада января 2024 года. Данные сравнивались по итогам второго и четвертого кварталов 2023 года. Выборка составила 9 тыс. человек, данные репрезентативны относительно населения России по полу, возрасту и месту проживания. Полученные результаты были экстраполированы на все население.

Методология исследования разрабатывалась совместно со всеми участниками рынка, кроме «Кинопоиска». Опрошенные онлайн-кинотеатры эту информацию подтвердили и сообщили, что либо полностью, либо частично видели результаты до их публикации. В пресс-службе Okko сообщили, что не согласны с методологией TelecomDaily относительно части показателей своей платформы. В TelecomDaily настаивают, что Okko был одним из инициаторов исследования и внес в методологию наибольшее количество правок.

В структуре рынка лидером по количеству платящих подписчиков стал принадлежащий «Яндексу» «Кинопоиск», доля которого на конец 2023 года составила 26,9%, следует из оценок TelecomDaily. На второе место с показателем 17,3% вышел Wink, который летом прошлого года объединился с видеосервисом more.tv: сейчас компания работает как совместное предприятие «Ростелекома» и Национальной медиа группы. Замыкает тройку лидеров «Иви» с долей рынка 15,3%. Однако если считать Wink и more.tv отдельно, с учетом возможной пересекающейся аудитории и продолжающегося переходного периода в рамках слияния компаний, то показатели этих сервисов составят 15 и 2,3% соответственно.

Онлайн-кинотеатры разочаровались в корейских и турецких сериалах
Технологии и медиа
Фото:Chris McGrath / Getty Images

Наибольшее количество пользователей, имеющих как платную, так и бесплатную подписку, зафиксировано у «Кинопоиска»: 11,1 млн (из них 8,2 млн за сервис платят). Еще полгода назад количество абонентов у платформы было меньше — 9,1 млн. Аналогичный показатель «Иви» на конец 2023 года — 8,5 млн (4,7 млн — платные) против 7,2 млн по состоянию на июнь того же года. У Wink и Okko — по 5,7 млн против 3,9 млн и 5 млн соответственно за полгода до этого (однако платная подписка на Wink сейчас есть у 4,7 млн, тогда как на Okko — только у 3,8 млн).

«Кинопоиск» на запрос РБК представил сопоставимые данные по количеству смотрящих подписчиков на конец 2023 года — 11 млн человек. В Okko уточнили, что не согласны с методологией TelecomDaily по распределению позиций внутри рейтинга компаний по объему платных подписчиков, а их база в 2023 году выросла. Собственные данные и причины несогласия представители платформы не представили.

С чем связан рост количества подписок

Глава TelecomDaily Денис Кусков объясняет заметный рост количества подписок на онлайн-кинотеатры, особенно платных, комплексом факторов. Во-первых, в 2023 году платформы заметно — почти на 35% — нарастили количество так называемых originals (то есть фильмов и сериалов собственного производства, которые выступают сейчас ключевым драйвером в привлечении новой аудитории). Такая стратегия в том числе связана с сокращением количества иностранного контента в библиотеках сервисов, в особенности голливудского, после ухода с российского рынка ряда крупнейших киностудий.

Аналогичную причину называет и гендиректор «МТС Медиа» (онлайн-кинотеатр Kion) Алексей Иванов: «Самым крупным трендом в отрасли остается производство и выпуск оригинальных проектов, за которыми пользователи в первую очередь и приходят на официальные платформы».

Вторая причина роста количества подписок, по словам Кускова, — увеличение инвестиций в маркетинг со стороны практически всех, особенно экосистемных платформ. Это подтверждают и, например, в «Кинопоиске»: «Онлайн-кинотеатры регулярно проводят масштабные рекламные кампании своих оригинальных проектов, что сильно влияет на интерес и восприятие массовой аудитории».

Роскомнадзор раскрыл сумму штрафов за кино и сериалы с ЛГБТ
Технологии и медиа
Фото:Зураб Джавахадзе / ТАСС

Сказывается также сохранение низкой по сравнению с иностранными стримингами средней стоимости подписки, что делает их доступными для большей части населения, продолжает глава TelecomDaily. На этом фоне вырос и показатель количества подписок у одного пользователя: если год назад этот коэффициент составлял 2,5, то сейчас он вырос до 3. «Люди могут позволить себе иметь порядка трех подписок на разные сервисы, платить за них и смотреть те новинки, которые появляются там эксклюзивно», — объясняет Кусков.

Что говорят онлайн-кинотеатры

Одной из самых острых проблем, беспокоящих индустрию, по-прежнему остается пиратство, рассказывает Алексей Иванов. По данным агентства InterMedia, в 2023 году доходы нелегальных сайтов с момента ухода западных киностудий выросли на 70% и достигли 12 млрд руб. Для того чтобы составлять конкуренцию серому рынку, легальные сервисы помимо наращивания собственного производства инвестируют и в искусственный интеллект, необходимый, например, для формирования системы рекомендаций и улучшения интерфейса, отмечает Иванов.

Количество платящих подписчиков онлайн-кинотеатра Premier (принадлежит «Газпром-Медиа Холдингу») в 2023 году выросло на 33%, до 4,8 млн пользователей, утверждает замглавы этой платформы Макар Кожухов. На 113% по сравнению с 2022 годом выросла и выручка (абсолютный показатель Кожухов не приводит). В числе причин такой динамики представитель Premier отмечает не только originals и лицензирование контента, но и запуск обновленной рекомендательной системы. На рост повлияли и технические улучшения сервиса, обращает внимание Кожухов: в 2023 году платформа перешла на новую концепцию Web 3.0, что позволило ускорить загрузку видео в два раза.

В «Кинопоиске» обращают внимание на продолжающееся международное сотрудничество и наличие премьер европейского, американского, турецкого и корейского контента, а также проекты в жанре аниме.

Доходы пиратов выросли почти в 2 раза после ухода Netflix и Голливуда
Технологии и медиа
Фото:Shutterstock

Онлайн-кинотеатр «Иви», как отмечают в его пресс-службе, по количеству всех, а не только платящих подписчиков продолжает рост и находится по этому показателю на втором месте. Комментируя данные, что по количеству платных подписок «Иви» опустился на третье место, представители платформы признали успех сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» производства одного из своих главных конкурентов — Wink.

В пресс-службе самого Wink обращают внимание, что важной точкой роста для видеосервиса стали регионы, где пока не так распространена подписка на онлайн-кинотеатры. Кроме того, свой вклад внесли дистрибуция через экосистемы и интеграция Wink в продуктовые и тарифные линейки Tele2 и «Ростелекома».

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 21 мая
EUR ЦБ: 98,58 (-0,19)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
Курс доллара на 21 мая
USD ЦБ: 90,65 (-0,33)
Инвестиции, 20 мая, 16:34
«Мы находимся на грани». Какие потрясения Рэй Далио предрек США Pro, 07:48
В Харькове прогремел взрыв Политика, 07:36
Хуснуллин потребовал не тратить средства для ЖКХ на иномарки директоров Общество, 07:35
Организаторы IPO группы «Элемент» оценили ее в ₽117–140 млрд Технологии и медиа, 07:30
В США предложат Грузии поддержку за отказ от «антидемократических шагов» Политика, 07:29
Над Белгородской областью уничтожили два беспилотника и реактивный снаряд Политика, 07:27
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности Политика, 07:05
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Счета обнулят». Как инвестору избежать блокировок на западных биржах Pro, 07:00
Китай разочаровался из-за отклонения СБ ООН резолюции России по космосу Политика, 06:58
Сдающие ЕГЭ досрочно смогут пересдать экзамен до конца приемной кампании Общество, 06:35
Лишенным гражданства России предложили право остаться в стране до 90 дней Общество, 06:18
Суд одобрил высылку покинувшего Россию бывшего студента МГУ Общество, 05:59
Глава МАГАТЭ назвал «очень хрупкой» ситуацию на Запорожской АЭС Политика, 05:47
Антонов назвал лицемерием оценки США шагов МУС в адрес Израиля и России Политика, 05:22