Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Силовики пришли в ОВД «Гольяново» в Москве Общество, 00:37
Секреты атомного машиностроения: когда реальность круче мифов РБК и Атомэнергомаш, 00:20
В Кремле рассказали о шутках во время разговора Путина и Байдена Политика, 00:19
Путь Ангелы Меркель. Как она стала канцлером и главным политиком Европы Общество, 00:15 
Путин и Байден обсудили Перл-Харбор и Вторую мировую войну Политика, 00:10
Россияне назвали героев и антигероев эпохи СССР Политика, 00:00
Госдеп США сообщил о возможности изолировать Россию от финансовой системы Политика, 07 дек, 23:48
Что на самом деле делает добавленное в кофе молоко. Тест РБК и Coffesso, 07 дек, 23:46
Стиль как способ самовыражения: бизнесмены о работе и лайфстайле РБК Стиль и Henderson, 07 дек, 23:20
Рекордные голы Месси и Мбаппе принесли ПСЖ победу в матче Лиги чемпионов Спорт, 07 дек, 23:20
Датский суд объяснил отказ от ареста российского судна «Академик Иоффе» Общество, 07 дек, 23:10
Стали известны детали переговоров Путина и Байдена Политика, 07 дек, 23:03
Путин предложил Байдену обнулить все ограничения на работу дипмиссий Политика, 07 дек, 22:58
Насколько вредны для экологии кулеры, стаканчики и кофейные капсулы РБК и BWS, 07 дек, 22:56
Технологии и медиа ,  
0 

Хасис рассказал о трех попытках Сбербанка стать лидером в e-commerce

Первый зампред Сбербанка Лев Хасис заявил о трех неудачных попытках в рамках предыдущей стратегии построить лидера в сфере электронной коммерции. Банк также объявил о покупке мажоритарной доли в сервисе доставки «СберМаркет»
Сбербанк SBER ₽249,63 -0,78% Купить
Лев Хасис
Лев Хасис (Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости)

Попытка Сбербанка стать ведущим игроком на рынке электронной коммерции пока остается неудачной, констатировал первый зампред банка Лев Хасис, выступая на Дне инвестора (трансляция мероприятия велась онлайн). «Некоторые наши инициативы развивались не так, как мы планировали изначально. Пожалуй, самым болезненным примером того, что что-то пошло не так, является попытка построить значимый бизнес в области электронной коммерции в рамках нашей экосистемы. К сожалению, все три наши попытки реализовать такой проект в рамках нашей предыдущей стратегии закончились неудачно», — признал Хасис.

Он добавил, что компания дважды пыталась договориться с потенциальными партнерами, но «не смогла материализовать достигнутые договоренности». Хасис вспомнил сотрудничество с «Яндексом». В 2017 году Сбербанк и «Яндекс» договорились о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркет». Банк вложил в компанию 30 млрд руб. и получил 45%, еще 45% осталось у «Яндекса», а оставшиеся акции были зарезервированы под опционные программы для сотрудников. На момент сделки партнеры оценили всю компанию в 60 млрд руб. «без учета будущей синергии». Целью СП было «построить на базе «Яндекс.Маркет» российский Amazon», говорил Герман Греф в 2018 году.

Хасис отметил, что хотя Сбербанк и «Яндекс» смогли запустить совместный бизнес в сфере электронной коммерции, но «по итогам цивилизованного диалога по разрешению разногласий между нашими компаниями» банк принял решение продать свою долю в «Яндекс.Маркет». В июне компании объявили о разделе совместных проектов: «Яндекс» выкупил у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркет», а банк приобрел у ИT-холдинга его долю в «Яндекс.Деньги». «И хотя по итогам мы заработали очень хорошую прибыль, нашу стратегическую цель — построение ведущего игрока в этой важнейшей индустрии (электронной коммерции) — мы пока так и не достигли», — заключил Хасис.

Глава «Яндекса» Тигран Худавердян в интервью РБК объяснял причины «развода» со Сбербанком тем, что банк принял решение развивать собственную экосистему, которая стала конкурировать с ИТ-компанией. «Стало совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно «брак» и конкуренцию», — говорил Худавердян.

Хасис не уточнил, что имел в виду под второй и третьей неудачной попыткой Сбербанка стать лидером в e-commerce. Летом источники Reuters рассказывали, что Сбербанк намерен приобрести около 30% онлайн-ретейлера Ozon, но впоследствии агентство сообщило, что переговоры зашли в тупик. Представители банка не комментировали вопрос, но в материалах, поданных Ozon в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) к первичному размещению акций, компания указала, что Сбербанк потребовал от нее выплатить 1 млрд руб. неустойки за расторжение некоего соглашения. В середине ноября ретейлер сообщил, что выплатил указанную сумму.

Третьей неудачной попыткой Сбербанка в e-commerce было неудавшееся партнерство с китайской Alibaba, следовало из ответа главы банка Германа Грефа на соответствующий вопрос. Сбербанк и Alibaba Group в 2017 году вели переговоры о создании совместного предприятия в сфере электронной торговли, в которое банк мог вложить деньги, а также логистические и маркетинговые технологии, а Alibaba — свой бизнес по трансграничной торговле в России и СНГ, а также, возможно, в Турции и некоторых странах Восточной Европы. Однако в конце того же года Financial Times сообщила, что компании прекратили переговоры. В итоге СП с Alibaba в России создали Mail.ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций.

В конце ноября The Bell со ссылкой на свои источники сообщил, что Сбербанк начал переговоры с владельцем группы «М.Видео» Михаилом Гуцериевым о совместном развитии принадлежащего ей маркетплейса Goods.ru и возможной покупке самого «М.Видео». Об интересе банка к этим компаниям также говорил и источник РБК на рынке e-commerce. Однако представитель «Сафмара» «категорически опроверг переговоры о возможной продаже «М.Видео» кому-либо», он настаивал, что группа намерена сама развивать этот актив.

Как Сбербанк намерен развивать e-commerce

Как сообщил Хасис, в развитии направления e-commerce банк выделяет несколько направлений:

  • запуск в 2021 году «универсального кросс-категорийного 3P-маркетплейса» (3P — маркетплейсы «третьей стороны», которые не содержат товарно-материальных запасов, а связывают клиентов с сторонними продавцами);
  • завоевание сильных позиций в ключевых категориях, таких как электроника и бытовая техника, одежда и обувь, продукты и товары повседневного спроса, красота и здоровье;
  • развитие логистики и сервисов для продавцов и покупателей;
  • интеграция и синергия с другими сервисами, активами и возможностями Сбербанка.

Он отметил, что компания не будет строить сервис в e-commerce с нуля, что она приобрела бесценный опыт в партнерстве с «Яндексом» по развитию «Яндекс.Маркета», а также будет опираться на имеющийся у Сбербанка сервис «СберМаркет». По словам Хасиса, последний представлен в 147 городах России, его оборот в ноябре составлял более 3 млрд руб., что более чем в 10 раз больше, чем в том же месяце 2019 года. Он также заявил, что Сбербанк принял решение приобрести мажоритарную долю в «СберМаркете». Остальные доли останутся у основателей и менеджмента, сделку планируется закрыть после получения регуляторных согласований. Общая сумма инвестиций Сбербанка составит 12 млрд руб., «существенная часть которых пойдет на развитие компании».

Цель Сбербанка на рынке электронной коммерции — к концу 2023 года войти в топ-3 — топ-5 игроков с общим оборотом порядка 0,5 трлн руб. и создать необходимый и прочный инфраструктурный технологический и маркетинговый задел для последующего завоевания лидерских позиций на рынке.

Сбербанк запустил «СберМаркет» в сентябре 2019 года на базе Instamart. По данным СПАРК, в 2019 году выручка «СберМаркета» составила 1,5 млрд руб., а убыток — 448 млн руб. 100% компании принадлежит Instamart Holding Ltd, в числе владельцев которой группа физлиц. В августе 2019 года сообщалось, что в капитал Instamart вошел венчурный фонд SBT Venture Fund II, одним из инвесторов которого выступает сам Сбербанк. Причем фонд выкупил долю Льва Хасиса в Instamart.

24 ноября Сбербанк объявил, что выделил индустрию электронной коммерции в отдельное направление бизнеса. В него войдут компании «СберМаркет» (бывший Instamart), «СберЛогистика» и вновь создаваемые в экосистеме «Сбера» активы в области e-commerce, говорилось в сообщении банка.

Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"