Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Замглавы ВЭБа назвала срок запуска «окна» для иностранных инвестиций Финансы, 12:44
Токенизация: какие сферы лидируют в применении новой технологии Крипто, 12:43
Лавров встретится с Блинкеном в Стокгольме Политика, 12:42
Какой может быть альтернатива опасной воде из кулера РБК и BWS, 12:25
Трем категориям россиян повысили пенсии Общество, 12:23
Концессии стали новым трендом: почему пора начинать инвестировать в парки Партнерский материал, 12:22
Лукашенко вновь заявил о готовности перекрыть транзит газа в Европу Политика, 12:18
Как избавиться от похмелья: 9 способов, доказанных наукой Стиль, 12:17
Госкорпорация «Роснано» погасила долг по одному выпуску облигаций Инвестиции, 12:17
Россия вышлет американских дипломатов, если США не пойдут на компромисс Политика, 12:15
«Роснано» расплатилась за облигации без госгарантий Финансы, 12:14
Правительство дополнительно выделило ₽788 млн на сельскую ипотеку Недвижимость, 12:14
СПбГУ объяснил высылку американского преподавателя из России Общество, 12:08
На синей ветке метро Москвы человек упал на пути Общество, 12:06
Технологии и медиа ,  
0 

Facebook поменяет название на Meta

Компания обещает через 10 лет построить виртуальный мир для 1 млрд пользователей
Facebook Inc. объявила о смене названия на Meta, чтобы ассоциироваться со своим новым продуктом — метавселенной, в которой пользователи смогут общаться в виртуальной реальности. Но пока ее разработка находится на начальной стадии
Meta Platforms FB $317,64 +1,35% Купить
Фото: Carlos Barria / Reuters
Фото: Carlos Barria / Reuters

Facebook Inc., владеющая одноименной социальной сетью, а также сервисами Instagram, WhatsApp и др., поменяет название на Meta. Об этом заявил основатель компании Марк Цукерберг на презентации нового продукта — Metaverse (метавселенной). Смена названия нужна, чтобы пользователи воспринимали Facebook именно как разработчика метавселенной, пояснил он.

Video

Под метавселенной понимается собрание цифровых миров. Речь идет о продукте, в котором будут использоваться технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. По прогнозу Цукерберга, его разработка займет 5–10 лет. На презентации он рассказывал в основном не о существующих технологиях, а о том, над чем компания работает или намерена работать. В частности, предполагается, что у пользователей метавселенной:

  • будут реалистичные аватары, которые будут выглядеть как их владелец, или смогут пройти апгрейд (поменять прическу, одежду, сделать виртуальную татуировку), или, например, будут выполнены в виде робота или другого существа;
  • будут дома, которые можно будет сделать похожими на свое реальное жилье, обставить цифровыми предметами или создать новое виртуальное пространство, не имеющее аналогов в реальности;
  • будет возможность приносить в Metaverse реальные объекты и наоборот — компания работает над тем, чтобы появилась возможность помещать цифровые объекты в реальный мир в виде голограмм и взаимодействовать с ними;
  • предполагается, что управлять действиями в Metaverse можно будет руками и голосом. Также компания работает над технологией, которая позволит пользователям, находящимся в Metaverse, создавать сообщения, продиктованные «силой мысли».

По словам Цукерберга, пользователи Metaverse смогут играть в шахматы или баскетбол с другими людьми, которые в этот момент будут находиться, например, в другой стране. Она даст новые возможности для организации рабочего процесса (люди на удаленке смогут коммуницировать с сотрудниками в офисе так, как будто находятся с ними в одном помещении), обучения (можно будет «телепортироваться» в другие места или эпохи), фитнеса (можно будет проводить тренировку в любой выбранной виртуальной обстановке или «пригласить» виртуального тренера к себе домой). Чтобы внедрить перечисленные возможности, компании предстоит создать экосистему, в которой различные участники смогут зарабатывать, пояснил Цукерберг. В частности, Meta объявила, что инвестирует $150 млн в разработчиков иммерсивного контента. Также в Metaverse можно будет покупать и продавать цифровые и реальные предметы.

Виртуальная жизнь: каким может быть наше будущее с метавселенной Facebook
Футурология
Фото:Noah Berger / AP

По прогнозу Цукерберга, в следующие десять лет аудитория Metaverse достигнет 1 млрд пользователей. На чем будет зарабатывать сама Meta, он не пояснил, но отметил, что намерен дать пользователям возможность бесплатного доступа к новому продукту.

Сейчас использование Facebook, Instagram и WhatsApp для пользователей бесплатно, корпорация зарабатывает на рекламе, размещаемой на этих площадках. Для лучшего таргетинга сервисы компании собирают большой объем данных о пользователях, из-за их некорректного использования несколько лет назад Facebook оказался в центре скандала — эти данные могли быть использованы для манипулирования голосами избирателей на выборах президента США в 2016 году. Последние несколько лет корпорацию обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства. По словам Марка Цукерберга, один из уроков, который он усвоил за последние пять лет, — нужно думать о безопасности и сохранности частных данных с самого начала разработки продукта. Сообществу еще предстоит придумать способ, как защитить пользователя от того, чтобы его аватар не использовал кто-то другой, и как решить другие вопросы, отметил он.

Как Facebook занялся разработкой виртуального мира

В июле компания Facebook объявила, что набирает команду по разработке метавселенной, которая станет частью Facebook Reality Labs, занимающейся проектами AR и VR. Об этом писал ответственный за технологии AR и VR вице-президент Facebook Эндрю Босворт на своей странице в соцсети. По его словам, метавселенная уже существует сегодня. Ее определяющим качеством является эффект присутствия — ощущение того, что человек в цифровом пространстве находится рядом. Он отмечал, что устройство для видеозвонков Portal и шлем виртуальной реальности Oculus уже сегодня могут «телепортировать» пользователя в комнату с другим человеком, независимо от физического расстояния, или в новые виртуальные миры. Но для достижения полного видения метавселенной необходимо построить соединительную ткань между этими пространствами, чтобы пользователь мог снять ограничения физики и перемещаться между ними с такой же легкостью, как переходить из одной комнаты своего дома в другую, писал Босворт.

В США заявили о необходимости реформ после досье о работе Facebook
Политика
Justin Sullivan / Getty Images

В середине октября The Verge со ссылкой на свои источники писал, что Facebook планирует изменить название компании, чтобы лучше отразить ориентацию на метавселенную. Ранее в интервью этому изданию Марк Цукерберг говорил, что в случае успешной реализации проекта в ближайшие пять лет компания престанет ассоциироваться с социальными сетями и будет связана именно с метавселенной.

В этом же интервью Цукерберг рассказывал, что вынашивал подобную идею со школы. Одна из вещей, которую он действительно хотел построить, — «ощущение материализованного интернета, в котором люди могли бы находиться в окружающей среде, «телепортироваться» в разные места и быть с друзьями». Сокращение дистанции, по его мнению, создаст больше возможностей для людей: можно будет выполнять самые разные работы, появятся новые рабочие места и новые формы развлечений.

Цукерберг счел расследования СМИ о проблемах Facebook клеветой
Технологии и медиа
Марк Цукерберг

До сих пор основную долю выручки Facebook Inc. получала от рекламы — по итогам третьего квартала на нее приходилось 97,5%, или $28,3 млрд из $29 млрд. Однако в последнем финансовом отчете компания объявила, что с четвертого квартала начнет отдельно публиковать результаты по лаборатории виртуальной и дополненной реальности (Facebook Reality Labs, или FRL). В нем также отмечалось, что операционная прибыль по итогам 2021 года упадет на $10 млрд из-за инвестиций в создание метавселенной. В 2020 году операционная прибыль равнялась $33,67 млрд. Ранее Facebook объявил, что инвестирует $50 млн в исследования и программы, связанные с метавселенной, чтобы гарантировать ответственную разработку этих продуктов.

По прогнозу Statista, объем мирового рынка дополненной, виртуальной и смешанной реальности по итогам этого года составит $30,7 млрд, а к 2024-му вырастет до $300 млрд.

Насколько реальны планы

Управляющий портфелем ФРИИ Илья Королев подчеркнул, что презентация Meta — это лишь видение того, как могут развиваться технологии дополненной и виртуальной реальности, если сделать ставку на их объединение в общую систему. По его мнению, сейчас Meta ближе всего к созданию новой экосистемы: устройств, инфраструктуры и контента. «Возможно, Facebook удастся быстрее других двигаться по пути насыщения своей экосистемы реально работающими продуктами. Но текущие технологии еще далеки от реализации подобных сценариев в реальности. Я думаю, что на это может уйти до десяти лет», — отметил Королев. «Цукерберг собрал воедино технологические наработки в направлении коммуникаций, новых медиа, интерактива, AR/VR и представил общую картину будущего. Метавселенные как образ описаны давно фантастами, но сейчас настает время воплощения их в реальность. Уже сейчас существуют возможности общения в VR, рабочих пространств, образовательных интерактивных уроков, игр и др. По сути, Facebook представил новый аналог интернета, который объединит все направления интерактивных и иммерсивных проектов в единое пространство, по которому пользователь будет бесшовно передвигаться», — говорит президент AVRA — ассоциации AR/VR и интерактивных технологий Екатерина Филатова.

Цукерберг анонсировал гарнитуру для взаимодействия с «метавселенной»
Технологии и медиа

Основатель и технический директор DEVAR Андрей Комиссаров также отметил, что в идее метавселенной нет ничего нового, она «витает в воздухе давно, и многие уже работают над ее реализацией». «Глобально человек всегда стремится к каким-то улучшениями, к суперспособностям: быстрее летать, лучше слышать и видеть и т.п. Метавселенная, дополненная и виртуальная реальности в частности, — это новый способ получения сверхспособностей», — рассуждает Комиссаров. При создании метавселенной пересекается много технологий, но скорость массового распространения может быть ограничена некоторыми факторами. Например, качеством устройcтв, с помощью которых можно получить доступ в виртуальный мир. Кроме того, революция не происходит одномоментно, напомнил он.

По словам основателя Fibrum, руководителя центра компетенций в сфере VR&AR компании «ЛАНИТ-Интеграция» Ильи Флакса, сейчас метавселенные — «это скорее игры, где задания и правила диктует разработчик». «Но, как мы видим, существует невероятная популярность [игр] «Роблокс» и «Майнкрафт», где пользователи сами создают мир вокруг, придумывают себе задания и кооперируются с друзьями. Мы можем также вспомнить легендарную игру Second Life. Поэтому уверен, что Metaverse будет наиболее популярен у молодого поколения. Мы знаем тиктокеров, видимо, у нас будет новое поколение метеров», — прогнозирует Флакс. Он также считает, что «революции в моменте не будет» — из-за высокой стоимости VR-устройств, большой разрозненности контента и часто его невысокого качества, отсутствия репетативных продуктов. «Но в течение пяти лет мы увидим заметный тренд на формат нового потребления контента через симуляции и глубокое погружение. Facebook молодцы, что привлекают разработчиков и создателей качественного контента, вкладывая в развитие экосистемы своей метавселенной», — отметил он.

Между двумя мирами: когда мы будем жить в метавселенной
Индустрия 4.0
Фото:Unsplash

При этом автор VR-подкаста «Ныряем», директор AR/VR-фонда «Сколково» Алексей Каленчук считает логичным выбор нового названия компании. «С одной стороны, это было наиболее вероятное название, так как оно короткое, еще более широкое, чем даже Metaverse. Думаю, этим Facebook (а теперь Meta) хочет зафиксировать, что они находятся на самом базовом уровне, на метауровне. Претендует быть везде, в каждом виртуальном объекте, а в пределе — быть основой для той самой метавселенной», — рассуждает Каленчук.

Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"