Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Число рекламируемых на телеканалах брендов упало почти в два раза

Что происходит в эфире после начала спецоперации
Российские телеканалы в апреле ощутили последствия отказа от рекламы продолжающих работу в стране транснациональных компаний: в первой половине месяца количество присутствующих в эфире брендов снизилось почти в два раза
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Работавшие в России транснациональные компании начали делать заявления о приостановке любой рекламной деятельности уже в первые недели военной спецоперации на Украине, стартовавшей 24 февраля, но, как уже объяснял РБК, федеральные телеканалы должны были ощутить последствия этого процесса не ранее апреля. Дело в том, что рекламное время на них продает Национальный рекламный альянс, и если уже запланированный бюджет сокращается, например более чем на 10%, то необходимо уведомить продавца рекламы до 20-го числа месяца, предшествующего таким изменениям. В противном случае рекламодателю грозят существенные штрафы. Таким образом, мартовские контракты исполнялись практически полностью.

Зато итоги первой половины апреля позволяют сделать первые выводы о произошедшем изменении спроса на телерекламу. По просьбе РБК ситуацию с ее размещением на 24 федеральных телеканалах в период с 1 по 15 апреля на основе телеизмерений Mediascope проанализировали специалисты группы «Родная речь» (в апреле стала собственником всех активов в России французского коммуникационного холдинга Publicis).

Их основные заключения — в инфографике РБК.

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России
Технологии и медиа
Фото:Andreas Rentz / Getty Images

Число рекламируемых на телеканалах брендов упало почти в два раза

Традиционно активность рекламодателей на ТВ имеет сезонный характер. В январе, после новогодних праздников, наступает относительное затишье, на смену которому во многом благодаря гендерным праздникам — 23 февраля и 8 марта — приходит новый всплеск. В апреле вновь наблюдается небольшой спад.

Однако в 2022 году по итогам первых двух недель апреля зафиксировано аномальное сокращение активности рекламодателей. Общее число рекламодателей, проводивших свои кампании в федеральном эфире, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2021 года почти в полтора раза — с 286 до 197. Еще более показательным — почти в 1,8 раза — оказалось снижение числа рекламируемых брендов (многим транснациональным компаниям принадлежат десятки марок — например, у Procter & Gamble это такие бренды, как Ariel, Tide, «Миф», Pampers, Head & Shoulders, Old Spice, Gillette, Safeguard, Always, Oral-B и др.) — с 684 до 381.

Число рекламируемых на телеканалах брендов упало почти в два раза

Число рекламируемых на телеканалах брендов упало почти в два раза

Путеводитель по санкциям и ограничениям против России. Главное
Бизнес
Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg

О том, что действительно значимые рекламодатели прекратили телеразмещение, свидетельствует следующий факт: по подсчетам «Родной речи», те рекламодатели, которые остановили свои кампании в первой половине апреля 2022 года, в первом квартале прошлого года выкупили 52% всего рекламного инвентаря, приобретенного 30 крупнейшими телерекламодателями.

В отдельных товарных категориях этот показатель еще выше. Среди фармацевтических компаний — 54%, среди производителей товаров повседневного спроса — уже 81%. При этом именно эти две категории являются наиболее значимыми по закупкам рекламного инвентаря, следует из данных «Родной речи».

Число рекламируемых на телеканалах брендов упало почти в два раза

Зрители должны были заметить, что рекламы на ТВ стало меньше, свидетельствуют расчеты «Родной речи». По закону телеканалы могут отводить под рекламу 12 минут в час, но в течение суток общая продолжительность всех рекламных блоков не должна превышать 3 часов 36 минут. Чтобы соблюсти эти ограничения, вещатели в прайм-тайм используют практически весь разрешенный трафик, глубокой ночью вообще отказываясь от рекламных блоков.

При этом телеканалы, как правило, никогда не используют на 100% все предоставленные им законом возможности — в среднем этот показатель составляет около 90%. Но в первой половине апреля федеральные вещатели отдали под рекламу только 65% разрешенного трафика, подсчитали в «Родной речи». Таким образом, продолжительность рекламных блоков на федеральном ТВ в апреле стала заметно меньше.

Это неизбежно приведет к снижению рекламных доходов каналов, поскольку на смену транснациональным компаниям пока не пришли в достаточном количестве отечественные заказчики рекламы, констатирует главный операционный директор «Родной речи» Сергей Белоглазов.

Первый международный рекламный холдинг объявил об уходе из России
Технологии и медиа
Фото:Toby Melville / Reuters

Национальный рекламный альянс сейчас прилагает усилия по привлечению на ТВ клиентов, которые способны заместить транснациональные компании, но быстро такие вещи не делаются, указывает Белоглазов. Он признает: в этих условиях падение рекламных доходов «всего» на 25–30% во втором квартале будет для Национального рекламного альянса успехом.

Прогноз по итогам 2022 года в целом сейчас может быть только «очень широким», уточняют в «Родной речи». С одной стороны, в эфире может стать больше местных и из «дружественных стран» рекламодателей, с другой — на их маркетинговую активность могут негативно повлиять и снижение покупательского спроса, и связанные с перестройкой бизнеса расходы (необходимость менять логистику, зависимость от иностранных компонентов и т.п.). Поэтому с учетом того, что в первом квартале расходы на телерекламу еще росли, по итогам всего года возможно падение как на 20%, так и на 50%, резюмирует Белоглазов.

В 2021 году рекламные доходы всех отечественных телеканалов (включая региональные и тематические) составили 197,3 млрд руб.

Представитель Национального рекламного альянса отказался от комментариев.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Госсекретарь США завершил трехдневный визит в Китай Политика, 01:48
Минэк спрогнозировал укрепление доллара до ₽98 к декабрю Экономика, 01:27
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство беспилотников Политика, 01:17
Кровля обрушилась во время пожара в торговом комплексе в Невинномысске Общество, 00:44
Welt узнала, почему Киев не согласился на заключение мира в Стамбуле Политика, 00:41
Депутату Вишневскому вменили участие в нежелательной организации Политика, 00:35
Памятник советским солдатам демонтировали на западе Украины Политика, 00:21
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Московского педиатра отправили в СИЗО по статье о фейках про армию Политика, 00:14
Эксперты назвали, кто из вахтовиков получает самые высокие зарплаты Общество, 00:00
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами Финансы, 00:00
В центральных, южных и западных областях Украины прогремели взрывы Политика, 26 апр, 23:51
В Думе предложили запретить организацию обращения криптовалют с сентября Финансы, 26 апр, 23:50
Гуцул заявила, что ее час проверяли в аэропорту после визита в Россию Политика, 26 апр, 23:47
В центре Невинномысска произошел крупный пожар Общество, 26 апр, 23:43