Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России

Рекламодатели из России приостановили кампании в работающих со сбоями Facebook и Instagram
Подавляющее большинство рекламодателей приостановили в России свои кампании в Instagram и Facebook: площадки сейчас фактически недоступны местным пользователям, да и позитивные сообщения не согласуются с общей негативной повесткой
Фото: Andreas Rentz / Getty Images
Фото: Andreas Rentz / Getty Images

Практически 99% крупных брендов, входящих в топ-100 рекламодателей на российском рынке, отказались от любых коммерческих публикаций в соцсетях на ближайшее время. Об этом РБК сообщила заместитель гендиректора агентства LabelUp, эксперт IAB Russia Юлия Долгова. По ее словам, бюджеты, запланированные на март, переносятся как минимум на апрель—май. Исполнительный директор агентства Invite Роберто Панчвидзе вовсе заявил, что на ближайшие две недели «на hold» поставлены все контракты, связанные с продвижением в Facebook и Instagram. С приостановкой рекламных контрактов столкнулись порядка 70–80% блогеров, констатирует глава Единого агентства блогеров Владимир Алексеев.

Такое решение в отношении популярных соцсетей, как утверждают источники сразу в пяти агентствах, рекламодатели приняли прежде всего из-за того, что Роскомнадзор приступил к замедлению работы этих площадок — размещать рекламу, которая попросту не загружается у пользователей, брендам просто невыгодно. Председатель комитета Influencer marketing российского офиса Internet Advertising Bureau (IAB Russia) Антон Петухов призывает учитывать, что в будущем могут такие же проблемы возникнуть и с YouTube.

Почему Роскомнадзор замедляет западные соцсети

25 февраля Генпрокуратура по согласованию с МИДом признала Facebook причастным «к нарушению основополагающих прав и свобод человека» из-за ограничения работы ряда российских изданий. В результате Роскомнадзор начал «процедуру замедления» работы соцсети на территории России.

1 марта ведомство также возобновило замедление Twitter на мобильных устройствах, объяснив это распространением на платформе «фейков» о ситуации на Украине.

Официальных заявлений по поводу Instagram от Роскомнадзора не было, однако сервис Downdetector, который отслеживает неполадки в работе интернет-ресурсов, в последние дни регулярно фиксирует проблемы у российских пользователей и на этой площадке.

Роскомнадзор объявил о частичном ограничении доступа к Facebook
Политика
Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Некоторые компании уже обсуждают варианты перевода кампаний из Instagram и Facebook на сервисы «Яндекса» и в TikTok, говорит один из собеседников РБК. Если ситуация не изменится, то полный переход на «открытые аналоги», по мнению Петухова, будет неизбежен.

Первые отказы рекламодателей от размещения в социальных сетях начались еще до замедления их трафика соцсетей, уточняет один из источников РБК. По его словам, клиенты со своими позитивными кампаниями не хотели ассоциироваться с негативной информационной повесткой, которая с прошлого четверга доминирует в соцсетях — рекламодателей останавливают психологические установки аудитории, которая погружена в новостной поток и попросту не воспринимает рекламные публикации.

Сколько соцсети зарабатывают в России

Компания Meta Platforms Inc. — владелец Facebook и Instagram — в 2020 году заработала в России 39,8 млрд руб. Это стало известно благодаря публикации постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на компанию был наложен оборотный штраф. Для сравнения: выручка VK (ранее называлась Mail.ru Group) за аналогичный период составила 107,4 млрд руб., из которых больше 39 млрд руб. принесла интернет-реклама.

Google, в свою очередь, заработал в 2020 году в России более 144,4 млрд руб., что также стало известно после вынесения решения об оборотных штрафах. Его основной конкурент на российском рынке «Яндекс»  — 218,3 млрд руб. Причем интернет-реклама обеспечила ему большую часть выручки — 126,4 млрд руб.

Владелец Facebook и Instagram заработал в России в 2020 году ₽39,8 млрд
Технологии и медиа
Фото:Soeren Stache / DPA / ТАСС

Что будет со всем рекламным рынком

Опыт предыдущих экономических кризисов, обусловленных резким ослаблением рубля, свидетельствует о том, что рекламодатели неминуемо сократят свои бюджеты.

Например, во втором квартале 2020 года, когда в марте рубль резко подешевел после развала сделки ОПЕК+, а потом экономическую ситуацию усугубила первая волна пандемии, рекламные доходы телеканалов снизились на 30%, интернет-площадок — на 9%. В первом квартале 2015 года после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го затраты на телерекламу упали на 22% (интернет показал при этом рост на 9%, но был значительно ниже, чем в предыдущие кварталы).

Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным
Технологии и медиа
Максим Галкин

Но телеканалы столкнутся в полной мере с экономическими последствиями западных санкций из-за военной спецоперации на Украине в апреле—мае, отмечает гендиректор российского офиса ECI Media Management Дмитрий Кураев. На ТВ предусмотрена система штрафов при отзыве рекламодателем своего бюджета: например, при сокращении заранее оговоренной суммы более чем на 10% необходимо уведомить продавца рекламы — учрежденный вещателями Национальный рекламный альянс — до 20-го числа месяца, который предшествует запланированным изменениям. Если бюджет урезается уже на 20%, необходимо уведомление за 60 дней.

Даже простой перенос бюджета на более поздний срок предполагает штраф на 20% от запланированного на ближайший месяц сокращения, объясняет Кураев. «Если продавец понимает, что клиент находится в ситуации форс-мажора, он идет навстречу, это вопрос переговоров. Но в текущих условиях, я думаю, Национальный рекламный альянс будет стоять насмерть, все штрафы только по прайс-листу», — полагает эксперт.

Национальный рекламный альянс, как заверили в его пресс-службе, «мониторит текущую ситуацию».

У крупнейшего собственника рекламных щитов появился новый совладелец
Технологии и медиа
Сергей Котляренко

Не готовы дать пока прогнозы дальнейшего развития российского рекламного рынка и глобальные сетевые агентства, выступающие посредниками между рекламодателями и медиаплощадками. Новые оценки будут опубликованы, когда появится более конкретное понимание ситуации, сообщил лишь руководитель отдела прогнозирования международной сети Zenith Джонатан Барнард. В декабре сеть предполагала, что в 2022 году расходы на рекламу могут увеличиться на 15%, до 638 млрд руб. «Мы пока следим за развитием событий», — ответил и автор глобальных прогнозов GroupM Брайан Визер.

В отличие от 2020-го и 2015 года, когда рекламодатели просто замораживали или переносили свои бюджеты, сейчас, по мнению Кураева, главная опасность для телеканалов, интернет-площадок и других медиа заключается в том, что производители, которые выступают ключевыми заказчиками рекламы, вообще будут уходить из России. Чтобы вернуться обратно, компаниям могут потребоваться «в лучшем случае годы, в худшем — десятилетия», добавляет Кураев.

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России

Уже приостановили поставки своих автомобилей в Россию концерн Volkswagen и Jaguar Land Rover. Крупнейшие голливудские киностудии — Disney, Warner Bros. и Sony Pictures — объявили, что в лучшем случае переносят на более поздний срок премьеры своих блокбастеров.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 16 апр, 22:34
Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета Общество, 16 апр, 22:27