Лента новостей
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана 22:34, Статья Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета 22:27, Статья Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США 22:21, Новость В США заявили о подготовке КНДР к запуску второго спутника-шпиона 22:13, Статья Жителей пяти деревень в Тюменской области призвали эвакуироваться 22:08, Новость «Топит всё, везде». Очевидцы рассказали о последствиях дождей в Дубае 22:04, Статья Уровень воды близ Кургана приблизился к 8 метрам 21:53, Статья Фанаты «Барселоны» по ошибке забросали автобус своего клуба вместо ПСЖ 21:52, Статья ЦСКА вышел в финал Кубка России в «пути РПЛ» 21:25, Статья Шестикратный участник Матча звезд НБА завершил карьеру в 35 лет 21:23, Статья МАГАТЭ решило отозвать своих инспекторов с иранских ядерных объектов 21:22, Новость Силовики применили против протестующих в Тбилиси слезоточивый газ 21:13, Статья МВД заявило о защите чести полиции после сообщений об избиении нацболов 21:09, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 21:03, Онлайн В X5 Group усомнились в выплате дивидендов в 2024 году 21:00, Статья В Курской области жительница Теткино получила ранения при обстреле 20:49, Новость Фонд Назарбаева отверг обвинения в попытках дискредитировать власти 20:33, Новость В Дубае из-за дождей затопило аэропорт и дороги. Видео 20:18, Статья
Газета
Рекламодатель затормозился вместе с Facebook и Instagram
Газета № 022 (3515) (0303) Технологии и медиа,
0

Рекламодатель затормозился вместе с Facebook и Instagram

Крупнейшие бренды приостанавливают продвижение в популярных соцсетях
Подавляющее большинство рекламодателей приостановили в России свои кампании в Instagram и Facebook: площадки сейчас фактически недоступны местным пользователям, да и позитивные сообщения не согласуются с общей негативной повесткой
Фото: Andreas Rentz / Getty Images
Фото: Andreas Rentz / Getty Images

Практически 99% крупных брендов, входящих в топ-100 рекламодателей на российском рынке, отказались от любых коммерческих публикаций в соцсетях на ближайшее время. Об этом РБК сообщила заместитель гендиректора агентства LabelUp, эксперт IAB Russia Юлия Долгова. По ее словам, бюджеты, запланированные на март, переносятся как минимум на апрель—май. Исполнительный директор агентства Invite Роберто Панчвидзе вовсе заявил, что на ближайшие две недели «на hold» поставлены все контракты, связанные с продвижением в Facebook и Instagram. С приостановкой рекламных контрактов столкнулись порядка 70–80% блогеров, констатирует глава Единого агентства блогеров Владимир Алексеев.

Такое решение в отношении популярных соцсетей, как утверждают источники сразу в пяти агентствах, рекламодатели приняли прежде всего из-за того, что Роскомнадзор приступил к замедлению работы этих площадок — размещать рекламу, которая попросту не загружается у пользователей, брендам просто невыгодно. Председатель комитета Influencer marketing российского офиса Internet Advertising Bureau (IAB Russia) Антон Петухов призывает учитывать, что в будущем могут такие же проблемы возникнуть и с YouTube.

Почему Роскомнадзор замедляет западные соцсети

25 февраля Генпрокуратура по согласованию с МИДом признала Facebook причастным «к нарушению основополагающих прав и свобод человека» из-за ограничения работы ряда российских изданий. В результате Роскомнадзор начал «процедуру замедления» работы соцсети на территории России.

1 марта ведомство также возобновило замедление Twitter на мобильных устройствах, объяснив это распространением на платформе «фейков» о ситуации на Украине.

Официальных заявлений по поводу Instagram от Роскомнадзора не было, однако сервис Downdetector, который отслеживает неполадки в работе интернет-ресурсов, в последние дни регулярно фиксирует проблемы у российских пользователей и на этой площадке.

Политика
Роскомнадзор объявил о частичном ограничении доступа к Facebook Фото:  Dan Kitwood / Getty Images

Некоторые компании уже обсуждают варианты перевода кампаний из Instagram и Facebook на сервисы «Яндекса» и в TikTok, говорит один из собеседников РБК. Если ситуация не изменится, то полный переход на «открытые аналоги», по мнению Петухова, будет неизбежен.

Первые отказы рекламодателей от размещения в социальных сетях начались еще до замедления их трафика соцсетей, уточняет один из источников РБК. По его словам, клиенты со своими позитивными кампаниями не хотели ассоциироваться с негативной информационной повесткой, которая с прошлого четверга доминирует в соцсетях — рекламодателей останавливают психологические установки аудитории, которая погружена в новостной поток и попросту не воспринимает рекламные публикации.

Сколько соцсети зарабатывают в России

Компания Meta Platforms Inc. — владелец Facebook и Instagram — в 2020 году заработала в России 39,8 млрд руб. Это стало известно благодаря публикации постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на компанию был наложен оборотный штраф. Для сравнения: выручка VK (ранее называлась Mail.ru Group) за аналогичный период составила 107,4 млрд руб., из которых больше 39 млрд руб. принесла интернет-реклама.

Google, в свою очередь, заработал в 2020 году в России более 144,4 млрд руб., что также стало известно после вынесения решения об оборотных штрафах. Его основной конкурент на российском рынке «Яндекс»  — 218,3 млрд руб. Причем интернет-реклама обеспечила ему большую часть выручки — 126,4 млрд руб.

Технологии и медиа
Владелец Facebook и Instagram заработал в России в 2020 году ₽39,8 млрд Фото: Soeren Stache / DPA / ТАСС

Что будет со всем рекламным рынком

Опыт предыдущих экономических кризисов, обусловленных резким ослаблением рубля, свидетельствует о том, что рекламодатели неминуемо сократят свои бюджеты.

Например, во втором квартале 2020 года, когда в марте рубль резко подешевел после развала сделки ОПЕК+, а потом экономическую ситуацию усугубила первая волна пандемии, рекламные доходы телеканалов снизились на 30%, интернет-площадок — на 9%. В первом квартале 2015 года после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го затраты на телерекламу упали на 22% (интернет показал при этом рост на 9%, но был значительно ниже, чем в предыдущие кварталы).

Технологии и медиа
Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным Максим Галкин

Но телеканалы столкнутся в полной мере с экономическими последствиями западных санкций из-за военной спецоперации на Украине в апреле—мае, отмечает гендиректор российского офиса ECI Media Management Дмитрий Кураев. На ТВ предусмотрена система штрафов при отзыве рекламодателем своего бюджета: например, при сокращении заранее оговоренной суммы более чем на 10% необходимо уведомить продавца рекламы — учрежденный вещателями Национальный рекламный альянс — до 20-го числа месяца, который предшествует запланированным изменениям. Если бюджет урезается уже на 20%, необходимо уведомление за 60 дней.

Даже простой перенос бюджета на более поздний срок предполагает штраф на 20% от запланированного на ближайший месяц сокращения, объясняет Кураев. «Если продавец понимает, что клиент находится в ситуации форс-мажора, он идет навстречу, это вопрос переговоров. Но в текущих условиях, я думаю, Национальный рекламный альянс будет стоять насмерть, все штрафы только по прайс-листу», — полагает эксперт.

Национальный рекламный альянс, как заверили в его пресс-службе, «мониторит текущую ситуацию».

Технологии и медиа
У крупнейшего собственника рекламных щитов появился новый совладелец Сергей Котляренко

Не готовы дать пока прогнозы дальнейшего развития российского рекламного рынка и глобальные сетевые агентства, выступающие посредниками между рекламодателями и медиаплощадками. Новые оценки будут опубликованы, когда появится более конкретное понимание ситуации, сообщил лишь руководитель отдела прогнозирования международной сети Zenith Джонатан Барнард. В декабре сеть предполагала, что в 2022 году расходы на рекламу могут увеличиться на 15%, до 638 млрд руб. «Мы пока следим за развитием событий», — ответил и автор глобальных прогнозов GroupM Брайан Визер.

В отличие от 2020-го и 2015 года, когда рекламодатели просто замораживали или переносили свои бюджеты, сейчас, по мнению Кураева, главная опасность для телеканалов, интернет-площадок и других медиа заключается в том, что производители, которые выступают ключевыми заказчиками рекламы, вообще будут уходить из России. Чтобы вернуться обратно, компаниям могут потребоваться «в лучшем случае годы, в худшем — десятилетия», добавляет Кураев.

Уже приостановили поставки своих автомобилей в Россию концерн Volkswagen и Jaguar Land Rover. Крупнейшие голливудские киностудии — Disney, Warner Bros. и Sony Pictures — объявили, что в лучшем случае переносят на более поздний срок премьеры своих блокбастеров.