Лента новостей
В Подмосковье водитель протаранил машину ДПС, пострадали трое полицейских 29 сен, 23:47, Общество Почему при инсульте надо успеть попасть в «терапевтическое окно» 29 сен, 23:29, Партнерский проект Трамп предложил свое посредничество России и Украине 29 сен, 23:11, Политика Сенат США принял законопроект с помощью Украине на $12,3 млрд 29 сен, 23:05, Политика Финские банкоматы Nosto перестанут принимать карты UnionPay из-за россиян 29 сен, 22:52, Финансы Некровный донор: как снизить дефицит органов для пересадки в России 29 сен, 22:50, Партнерский проект Военком Дербента извинился за громкоговорители на автомобилях 29 сен, 22:37, Политика «Спартак» впервые за 16 лет разгромил «Зенит» 29 сен, 22:33, Спорт Продажа статуса: как монетизировать желание водителей выделиться 29 сен, 22:23, Партнерский проект Польша ввела санкции против «Газпром экспорта» 29 сен, 22:17, Бизнес Консульский отдел посольства России в Черногории приостановил работу 29 сен, 21:56, Политика Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией 29 сен, 21:55, Партнерский проект «Матч ТВ» сообщил о многомиллионных долгах «Химок» перед футболистами 29 сен, 21:44, Спорт Оператор «Турецкого потока» лишился права закупать европейские трубы 29 сен, 21:36, Бизнес Заключение, штраф и экскурсия в морг: как борются с пьянством за рулем 29 сен, 21:26, Партнерский проект МИД пообещал ответить на высылку дипломатов из Черногории 29 сен, 21:25, Политика Военная операция на Украине. Онлайн 29 сен, 21:21, Политика Меликов словами «вы что, дебилы?» оценил зовущий в военкомат автомобиль 29 сен, 21:18, Политика Прокуратура США обвинила Дерипаску в уклонении от санкций 29 сен, 21:13, Политика Aurus представил кроссовер Komendant и объявил цены 29 сен, 21:05, Авто Владелец «Эвертона» обсудил продажу клуба с соратниками Дональда Трампа 29 сен, 21:05, Спорт Принудительно, а не добровольно: как решить проблему мусоропереработки 29 сен, 21:03, Партнерский проект В Зимбабве назвали Россию братом по оружию в борьбе с санкциями 29 сен, 21:01, Политика Гутерриш заявил, что присоединение Донбасса не будет иметь законной силы 29 сен, 21:00, Политика Путин заявил Эрдогану о «беспрецедентной диверсии» на «Северных потоках» 29 сен, 20:54, Политика Эрдоган попросил Путина «дать миру шанс» 29 сен, 20:53, Политика Военная операция на Украине. Главное 29 сен, 20:43, Политика Почему за бездомных собак должны отвечать люди 29 сен, 20:41, Партнерский проект
Газета
Рекламодатель затормозился вместе с Facebook и Instagram
Газета № 022 (3515) (0303) Технологии и медиа,
0

Рекламодатель затормозился вместе с Facebook и Instagram

Крупнейшие бренды приостанавливают продвижение в популярных соцсетях
Подавляющее большинство рекламодателей приостановили в России свои кампании в Instagram и Facebook: площадки сейчас фактически недоступны местным пользователям, да и позитивные сообщения не согласуются с общей негативной повесткой
Фото: Andreas Rentz / Getty Images
Фото: Andreas Rentz / Getty Images

Практически 99% крупных брендов, входящих в топ-100 рекламодателей на российском рынке, отказались от любых коммерческих публикаций в соцсетях на ближайшее время. Об этом РБК сообщила заместитель гендиректора агентства LabelUp, эксперт IAB Russia Юлия Долгова. По ее словам, бюджеты, запланированные на март, переносятся как минимум на апрель—май. Исполнительный директор агентства Invite Роберто Панчвидзе вовсе заявил, что на ближайшие две недели «на hold» поставлены все контракты, связанные с продвижением в Facebook и Instagram. С приостановкой рекламных контрактов столкнулись порядка 70–80% блогеров, констатирует глава Единого агентства блогеров Владимир Алексеев.

Такое решение в отношении популярных соцсетей, как утверждают источники сразу в пяти агентствах, рекламодатели приняли прежде всего из-за того, что Роскомнадзор приступил к замедлению работы этих площадок — размещать рекламу, которая попросту не загружается у пользователей, брендам просто невыгодно. Председатель комитета Influencer marketing российского офиса Internet Advertising Bureau (IAB Russia) Антон Петухов призывает учитывать, что в будущем могут такие же проблемы возникнуть и с YouTube.

Почему Роскомнадзор замедляет западные соцсети

25 февраля Генпрокуратура по согласованию с МИДом признала Facebook причастным «к нарушению основополагающих прав и свобод человека» из-за ограничения работы ряда российских изданий. В результате Роскомнадзор начал «процедуру замедления» работы соцсети на территории России.

1 марта ведомство также возобновило замедление Twitter на мобильных устройствах, объяснив это распространением на платформе «фейков» о ситуации на Украине.

Официальных заявлений по поводу Instagram от Роскомнадзора не было, однако сервис Downdetector, который отслеживает неполадки в работе интернет-ресурсов, в последние дни регулярно фиксирует проблемы у российских пользователей и на этой площадке.

Политика
Роскомнадзор объявил о частичном ограничении доступа к Facebook Фото:  Dan Kitwood / Getty Images

Некоторые компании уже обсуждают варианты перевода кампаний из Instagram и Facebook на сервисы «Яндекса» и в TikTok, говорит один из собеседников РБК. Если ситуация не изменится, то полный переход на «открытые аналоги», по мнению Петухова, будет неизбежен.

Первые отказы рекламодателей от размещения в социальных сетях начались еще до замедления их трафика соцсетей, уточняет один из источников РБК. По его словам, клиенты со своими позитивными кампаниями не хотели ассоциироваться с негативной информационной повесткой, которая с прошлого четверга доминирует в соцсетях — рекламодателей останавливают психологические установки аудитории, которая погружена в новостной поток и попросту не воспринимает рекламные публикации.

Сколько соцсети зарабатывают в России

Компания Meta Platforms Inc. — владелец Facebook и Instagram — в 2020 году заработала в России 39,8 млрд руб. Это стало известно благодаря публикации постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на компанию был наложен оборотный штраф. Для сравнения: выручка VK (ранее называлась Mail.ru Group) за аналогичный период составила 107,4 млрд руб., из которых больше 39 млрд руб. принесла интернет-реклама.

Google, в свою очередь, заработал в 2020 году в России более 144,4 млрд руб., что также стало известно после вынесения решения об оборотных штрафах. Его основной конкурент на российском рынке «Яндекс»  — 218,3 млрд руб. Причем интернет-реклама обеспечила ему большую часть выручки — 126,4 млрд руб.

Технологии и медиа
Владелец Facebook и Instagram заработал в России в 2020 году ₽39,8 млрд Фото: Soeren Stache / DPA / ТАСС

Что будет со всем рекламным рынком

Опыт предыдущих экономических кризисов, обусловленных резким ослаблением рубля, свидетельствует о том, что рекламодатели неминуемо сократят свои бюджеты.

Например, во втором квартале 2020 года, когда в марте рубль резко подешевел после развала сделки ОПЕК+, а потом экономическую ситуацию усугубила первая волна пандемии, рекламные доходы телеканалов снизились на 30%, интернет-площадок — на 9%. В первом квартале 2015 года после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го затраты на телерекламу упали на 22% (интернет показал при этом рост на 9%, но был значительно ниже, чем в предыдущие кварталы).

Технологии и медиа
Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным Максим Галкин

Но телеканалы столкнутся в полной мере с экономическими последствиями западных санкций из-за военной спецоперации на Украине в апреле—мае, отмечает гендиректор российского офиса ECI Media Management Дмитрий Кураев. На ТВ предусмотрена система штрафов при отзыве рекламодателем своего бюджета: например, при сокращении заранее оговоренной суммы более чем на 10% необходимо уведомить продавца рекламы — учрежденный вещателями Национальный рекламный альянс — до 20-го числа месяца, который предшествует запланированным изменениям. Если бюджет урезается уже на 20%, необходимо уведомление за 60 дней.

Даже простой перенос бюджета на более поздний срок предполагает штраф на 20% от запланированного на ближайший месяц сокращения, объясняет Кураев. «Если продавец понимает, что клиент находится в ситуации форс-мажора, он идет навстречу, это вопрос переговоров. Но в текущих условиях, я думаю, Национальный рекламный альянс будет стоять насмерть, все штрафы только по прайс-листу», — полагает эксперт.

Национальный рекламный альянс, как заверили в его пресс-службе, «мониторит текущую ситуацию».

Технологии и медиа
У крупнейшего собственника рекламных щитов появился новый совладелец Сергей Котляренко

Не готовы дать пока прогнозы дальнейшего развития российского рекламного рынка и глобальные сетевые агентства, выступающие посредниками между рекламодателями и медиаплощадками. Новые оценки будут опубликованы, когда появится более конкретное понимание ситуации, сообщил лишь руководитель отдела прогнозирования международной сети Zenith Джонатан Барнард. В декабре сеть предполагала, что в 2022 году расходы на рекламу могут увеличиться на 15%, до 638 млрд руб. «Мы пока следим за развитием событий», — ответил и автор глобальных прогнозов GroupM Брайан Визер.

В отличие от 2020-го и 2015 года, когда рекламодатели просто замораживали или переносили свои бюджеты, сейчас, по мнению Кураева, главная опасность для телеканалов, интернет-площадок и других медиа заключается в том, что производители, которые выступают ключевыми заказчиками рекламы, вообще будут уходить из России. Чтобы вернуться обратно, компаниям могут потребоваться «в лучшем случае годы, в худшем — десятилетия», добавляет Кураев.

Уже приостановили поставки своих автомобилей в Россию концерн Volkswagen и Jaguar Land Rover. Крупнейшие голливудские киностудии — Disney, Warner Bros. и Sony Pictures — объявили, что в лучшем случае переносят на более поздний срок премьеры своих блокбастеров.