Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Второй пилот: что может пойти не так в поездке и как этого избежать РБК и Porsche, 13:22 Вверх по наклонной. Что уже произошло с финансовыми рынками в 2021 году Крипто, 13:18 В Петербурге задержали летевшего встречать Навального журналиста Френкеля Политика, 13:06 Стали известны сроки ввода в оборот третьей российской вакцины от COVID Общество, 12:56 20 лучших иностранных акций 2020 года. Рейтинг РБК Инвестиции, 12:54 ЦСКА объявил о назначении в команду тренера вратарей сборной Азербайджана Спорт, 12:44 Главный тренер поддержал Илью Сорокина после пяти пропущенных шайб Спорт, 12:43 Искусство технологий: что умеет современная бытовая техника 12:33 Число отравившихся водой из-под крана в Буйнакске превысило 300 человек Общество, 12:27 Герой СССР и депутат Госдумы Николай Антошкин умер после заражения COVID Общество, 12:18 Дэниел Сасскинд — РБК Pro: «В мире без работы многие утратят цель жизни» Pro, 12:14 В Москве началась церемония прощания с Борисом Грачевским Общество, 12:12 Выступление какого спикера предприниматели дослушают до конца Pro, 12:00 Умер бывший футболист московского ЦСКА Спорт, 11:51
Технологии и медиа ,  
0 

Бумаги Ozon выросли более чем на 30% на открытии торгов в США

Онлайн-ретейлер Ozon провел размещение американских депозитарных акций на бирже NASDAQ. Компания продала инвесторам 33 млн бумаг за $990 млн
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Во вторник, 24 ноября, интернет-ретейлер Ozon провел первичное размещение (IPO) своих американских депозитарных акций (ADS) на бирже NASDAQ. Компания разместила 33 млн ADS по цене $30 и привлекла $990 млн.

Сразу после начала торгов стоимость ADS Ozon на NASDAQ превышала $40 за штуку, что более чем на 33% больше цены размещения. Капитализация превысила $7,4 млрд.

Андеррайтерами IPO выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, «Ренессанс Капитал» и «ВТБ Капитал». Они получили 30-дневный опцион на покупку до 4,95 млн ценных бумаг после размещения.

Еще $135 млн компания получила от своих акционеров Baring Vostok и АФК «Система», продав им по 67,5 млн акций в ходе частного размещения. До размещения «Система» и Baring владели 45,2 и 45,1% Ozon соответственно, после доля каждого снизилась до 37,2%. Еще 7,8% было у группы топ-менеджеров и членов совета директоров Ozon, их доля снизилась до 6,2%. Фонду Index Ventures принадлежало 6%, а Princeville Global — 5,6% ретейлера, их доли сократились до 4,7 и 4,5% соответственно (общая сумма превышает 100%, поскольку учитывает доли всех держателей акций после конвертации всех долговых обязательств).

Сразу после размещения ADS на NASDAQ торги бумагами Ozon должны начаться на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Однако в итоге на Московской бирже торги начались раньше, чем на NASDAQ. В первые минуты стоимость бумаг здесь выросла до 3 тыс. руб. за штуку при ориентире для размещения в 2395 руб.

В преддверии IPO ретейлер Ozon продал свой единственный собственный склад
Бизнес
Фото:Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Как Ozon готовился к IPO

Ozon подал официальное заявление об IPO в начале октября. Размещение на бирже стало альтернативой продажи доли крупному инвестору, в роли которого мог выступить Сбербанк: в начале лета источники Reuters рассказывали, что банк ведет переговоры о покупке около 30% Ozon, но затем издание сообщило, что переговоры зашли в тупик. В самой компании не комментировали вопрос, но в материалах, поданных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), Ozon указал, что Сбербанк потребовал от него выплатить 1 млрд руб. неустойки за расторжение некоего соглашения. В середине ноября ретейлер сообщил, что выплатил указанную сумму.

Изначально Ozon планировал разместить 30 млн ADS по цене от $22,5 до $27,5 за штуку, еще 4,5 млн должны были получить андеррайтеры по опциону. Компания рассчитывала на капитализацию в размере от $4,6 млрд до $5,6 млрд. Чистая выручка от IPO должна была составить от $693 млн до $798 млн без учета средств, полученных от Baring и «Системы».

Однако позднее Reuters со ссылкой на источники сообщил, что Ozon повысил как объем размещаемых ценных бумаг, так и стоимость их покупки, поскольку увидел большой спрос со стороны инвесторов. В итоге чистая выручка компании от размещения должна составить от $922 млн до $1,06 млрд, если андеррайтеры реализуют свои опционы.

Управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий рассказал РБК, что интерес иностранных инвесторов к Ozon вызван значительными перспективами роста сегмента e-commerce в России. «Сейчас уровень проникновения электронной торговли в России находится на уровне 7–8%, при этом концентрация игроков низкая — на топ-3 игроков приходится 18–20% рынка, в то время как в остальном мире этот показатель достигает 60–70%», — указал аналитик. Он отметил, что выход Ozon на NASDAQ обоснован исключительно поиском финансирования и не говорит о планах выхода компании на международный рынок. «Сегмент e-commerce во всех странах быстро растет только на локальных рынках. Активно выходить на международный рынок пытается только [американская] Amazon, фактически даже у [китайской] Alibaba доля внутренних продаж достигает 95%. Пока компании не переведут в онлайн продажи на местных рынках, идти за рубеж нет смысла», — считает он.

«За 21 год с момента первой инвестиции фонда Ozon прошел долгий путь от маленького онлайн-книжного с большими амбициями до ведущего игрока на рынке электронной коммерции в России», — отмечалось в обращении старшего партнера Baring Vostok Capital Partners Елены Ивашенцевой по итогам IPO, опубликованном на странице управляющей компании в Facebook. Она напомнила, что компания инвестировала в Ozon в 1999 году, спустя год после основания. По словам Ивашенцевой, команда и инвесторы Baring Vostok «проявили невероятное терпение и веру в то, что бесконечные инвестиции и сдвигающиеся сроки по выходу на безубыточность в конечном счете будут не зря». «И ведь правда все было совсем не зря! <…>. Ozon — стоическая компания, которой всегда удавалось превратить вызовы в возможности и обращать сложности в свою пользу», — написала она.

Листинг Ozon стал вторым с 2013 года IPO российской компании на американской бирже после выхода компании HeadHunter. В мае этого года она разместила на NASDAQ 16,3 млн ADS по цене $13,5 за штуку и привлекла $220,1 млн, вся компания была оценена в $675 млн. В июле 2020 года в рамках вторичного размещения акционер HeadHunter продал еще 5 млн ADS по $20,25 за штуку. В результате он привлек чуть более $101 млн, а вся компания была оценена в более чем $1 млрд. Сейчас капитализация компании составляет $1,22 млрд.

Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"