Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
29 158 
Эксклюзив

В России появился реестр соцсетей. Что это значит для них и пользователей

Роскомнадзор объявил, что начал вести реестр соцсетей. Создание этого списка позволит жаловаться на соцсети, если они не удаляют противоправный контент или блокируют доступ к контенту, который пользователи считают законным
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Роскомнадзор приступил к формированию реестра социальных сетей. В среду, 22 сентября, ведомство объявило, что внесло в него восемь ресурсов — Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Соответствующие уведомления Роскомнадзор направил их владельцам.

На сайте ведомства создали специальный раздел с общей информацией о реестре, личным кабинетом для владельцев соцсетей, формой для обращений пользователей соцсетей и др. сервисами.

Что изменится для соцсетей и пользователей с появлением реестра, разбирался РБК.

Зачем нужен новый реестр и как он будет работать

С 1 февраля этого года вступили в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленные на мониторинг информационных ресурсов, так называемый закон «о самоконтроле социальных сетей». В соответствии с ним, владельцы интернет-площадок, на который пользователи создают страницы на русском языке (а также языках, которые признаны официальными на территории субъектов) и чья суточная аудитория превышает 500 тыс. пользователей, находящихся в стране, должны будут не допускать использование своего ресурса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения государственной или иной специально охраняемой законом тайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму или оправдывающих его, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также материалов, содержащих нецензурную брань.

ВЦИОМ выяснил главные источники новостей для россиян
Общество
Фото:Замир Усманов / Global Look Press

Кроме того, владельцы соцсетей должны будут не допускать распространение информации, которая порочит гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями, а также выявлять и блокировать запрещенную в России информацию:

  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
  • рекламу интернет-казино и дистанционной продажи алкоголя;
  • данные о способах изготовления и употребления наркотиков;
  • информацию, склоняющую детей к опасным для жизни незаконным действиям, а также о способах совершения самоубийства и призывах к нему;
  • информацию, выражающую «явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции России или органам госвласти;
  • призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях и др.

Соцсети должны размещать свои правила, счетчик посещаемости, электронную форму для обращений пользователей о выявлении противоправной информации, а также ежегодно публиковать отчет о рассмотрении подобных обращений. При выявлении запрещенных материалов соцсеть должна его заблокировать, в спорных ситуациях ее представители могут обратиться в Роскомнадзор.

Роскомнадзор закажет систему для поиска порно и экстремизма по видео
Технологии и медиа
Главный радиочастотный центр

При этом пользователи соцсетей, чьи страницы или контент были удалены, смогут обжаловать это решение. Владелец соцсети обязан ответить на такую жалобу в течение трех дней. Если пользователь останется несогласен с решением площадки, он сможет подать заявление в Роскомнадзор об отмене принятых владельцем ресурса ограничений, и ведомство сможет потребовать восстановления доступа к контенту, если признает аргументы пользователя корректными.

Российские власти ранее уже требовали от YouTube (принадлежит Google), Facebook, Twitter и других крупных соцсетей удалить публикации, склоняющие несовершеннолетних к совершению самоубийств, информации об использовании наркотических средств, детскую порнографию, призывы к несанкционированным митингам и др. контент. Параллельно власти предъявляли претензии зарубежным площадкам за удаление контента Russia Today, «РИА Новости», Sputnik, телеканалов «Царьград» и «Крым-24», называя это «цензурированием российских СМИ».

Что это значит для компаний и пользователей

За упущения в мониторинге соцсетям штрафы не предусмотрены. Вместе с тем ст. 13.41 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф для юрлиц за неудаление противоправного контента от 800 тыс. до 4 млн руб., а в случае, если речь идет о неудалении призывов к экстремистской деятельности, детской порнографии и информации о способах изготовления наркотиков — от 3 млн до 8 млн руб. При повторном нарушении штрафы могут быть увеличены вплоть до одной пятой совокупной выручки ресурса за предыдущий год соответственно, но не менее 4 млн руб.

К настоящему времени российские суды вынесли десятки решений о штрафах для иностранных интернет-компаний, но часть из них осталась не оплаченной. В середине сентября представитель Таганского суда Москвы заявлял, что с начала года на Twitter было наложено штрафов на 45 млн руб., из которых соцсеть не оплатила ни один. В то же время Google и соцсеть TikTok (принадлежит китайской компании ByteDance) частично выплатили штрафы по аналогичным нарушениям.

Роскомнадзор допустил штраф для Google и Apple из-за «Умного голосования»
Политика
Фото:Jeff Chiu / AP

Другой способ воздействия на интернет-компании — блокировка их ресурсов или замедление скорости доступа к ним. Уже несколько лет в России заблокирована соцсеть LinkedIn из-за невыполнения требования о хранении данных россиян на серверах, расположенных в России. С середины марта этого года Роскомнадзор замедлял скорость доступа к Twitter, ограничения были сняты спустя почти два месяца после того, как соцсеть удалила 90% ссылок, ограничить которые требовало ведомство.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян считает, что новый механизм в законе, скорее всего, будет работать «не очень хорошо»: «Пока закон остается теоретическим и активного правоприменения вряд ли стоит ожидать. Механизм жалоб на запрещенную информацию в соцсетях уже и так давно есть. Теперь требуется, чтобы соцсети отчитывались, что и так удаляют противоправный контент. Главное, чтобы исполнение закона не становилось показухой».

РБК направил запросы в Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Лента новостей
«Достоевскую» Кольцевой линии метро достроят к 2030 году Город, 11:55
Перед Крымским мостом образовалась трехчасовая пробка Политика, 11:55
Как автоматизация экономит энергоресурсы промышленности Отрасли, 11:53
Власти сообщили о гибели командира 155-й бригады морской пехоты Политика, 11:52
Что будет с активами россиян, замороженными в европейских депозитариях Отрасли, 11:47
Защитник «Зенита» перешел в клуб Первой лиги Спорт, 11:46
К белгородскому замгубернатора и бизнесменам подали иск на ₽1 млрд Политика, 11:43
Подарок с пользой — Подписка на РБК
Приобретайте сертификат на период от 1 месяца до года
За сертификатом
Как точно оценить кандидата на вакансию. Алгоритм и примеры заданийПодписка на РБК, 11:36
В App Store появилось приложение Альфа-банка под новым названием Технологии и медиа, 11:36
Суд снял требования ареста с акций миноритариев «Южуралзолота» Инвестиции, 11:33
Мошенники научились воровать телеграм-каналы через предложение публикаций Общество, 11:32
Индексы США обновили рекорды вопреки ситуации с торговыми пошлинами Инвестиции, 11:30
В Туле при ликвидации последствий удара БПЛА погиб спасатель Политика, 11:27
МТС-банк объявил ценовой диапазон размещения дополнительных акций Инвестиции, 11:20