Перейти к основному контенту
Инфографика РБК ,  
35 589 
Эксклюзив

AliExpress выбыл из топ-10 онлайн-продавцов в России

Почему россияне стали тратить меньше на покупки из-за границы
По итогам 2024 года AliExpress и «Ситилинк» выбыли из числа крупнейших российских игроков онлайн-торговли. Траты на покупки россиян за рубежом снизились на 21%, но общий объем онлайн-торговли за год вырос на 37%
Фото: Chromorange / Bilderbox / Global Look Press
Фото: Chromorange / Bilderbox / Global Look Press

Российский рынок онлайн-торговли в 2024 году вырос на 37%, до 11,3 трлн руб. Это более 20% всех розничных продаж в стране, подсчитали в аналитической компании INFOLine. Но темпы роста практически всех лидеров отрасли при этом замедлились, следует из данных агентства.

Топ-5 остался неизменным, но если по итогам 2023 года Wildberries и Ozon совместно занимали чуть меньше 50% рынка, то по итогам 2024-го их доля выросла до 56,7%. Доля «десятки» в общем объеме интернет-торговли за год увеличилась на 6 процентных пунктов (п.п.), до 81%.

Суд признал банкротом владельца интернет-магазина «Плеер.ру»
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

При этом из топ-10 выбыли китайский маркетплейс AliExpress и «Ситилинк». Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет результаты AliExpress и «Ситилинка» усилением конкуренции со стороны других маркетплейсов, которые начали активнее работать в том числе на трансграничном рынке интернет-торговли. В этой ситуации AliExpress стало существенно сложнее работать, подытожил он, добавив, что оборот китайского маркетплейса в России в 2024 году снизился на 8% и составил около 200 млрд руб. То есть по этому показателю маркетплейс мог бы попасть в нынешний рейтинг, но площадка сосредоточена на трансграничной торговле.

После публикации материала INFOLine уточнил, что в рейтинг игроков на рынке онлайн-продаж включаются только операторы, осуществляющие работу на локальном рынке, а AliExpress в 2023 году свернул подобные операции, поэтому не был включен в топ.

Выпадение из топа «Ситилинка» Бурмистров связал с финансовыми сложностями, которые компания испытывала по итогам 2023 года, что, в свою очередь, потребовало оптимизации и отразилось на продажах в 2024 году.

Представитель «Ситилинк» уже после выхода материала сообщил, что они развивают продажи и сфокусировались на операционной эффективности. Он настаивает, что компания является крупнейшим селлером электроники и бытовой техники на таких маркетплейсах, как Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет», и что «занимает лидирующие позиции» в ключевых для себя категориях, таких как ноутбуки, телевизоры, компьютеры и процессоры.

РБК направил запросы в «AliExpress Россия».

Год назад выручка основного юрлица AliExpress в России сократилась на 36%, до 10,5 млрд руб. В пресс-службе компании тогда объяснили это сокращением локального бизнеса и доли собственных продаж маркетплейса. Представитель маркетплейса указал на то, что сейчас ее компании фокусируется на поддержке трансграничной торговли, развитии логистики и сокращении сроков доставки заказов для покупателей.

Сразу на шестое место рейтинга поднялась X5 Group, показавшая наибольшие среди других лидеров топа темпы роста — 67%. В десятку также вошла Lamoda. При этом практически все лидеры продемонстрировали замедление темпов роста продаж. Единственным игроком, ускорившим темпы роста (до 13 против 11% годом ранее), стала группа «М.Видео-Эльдорадо». В то же время показатель федеральных сетей электроники оставался на значительно более низком уровне, чем у других игроков рынка. Так, объем онлайн-продаж DNS вырос за прошлый год всего на 9%.

Подорожавшая подписка помогла онлайн-кинотеатрам увеличить доходы на 44%
Технологии и медиа
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

При этом, по оценке INFOLine, оборот в товарных категориях классифайда «Авито» в 2024 году вырос более чем на 11% и превысил 1,7 трлн руб. без учета предложений о продаже готового бизнеса и промышленного оборудования. Но более 80% товаров на площадке продается по модели электронной витрины, не проходя транзакционно через платформу, обращает внимание Бурмистров.

Почему сократилась трансграничная торговля

Рынок трансграничной торговли по итогам года сократился на 21%, до 250 млрд руб., следует из данных аналитической компании. Падение связано в первую очередь со снижением порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа с €1 тыс. до €200 весной прошлого года, объясняет Бурмистров. После этого покупка значительно большей части товаров из-за границы стала требовать дополнительной оплаты ввозных пошлин.

Кроме того, падение усилила ситуация с валютными курсами, так как в условиях, когда рубль сильно ослабевает, трансграничные продажи «проседают», указал глава INFOLine. «Третий момент — это, конечно, то, что ряд российских продавцов научились достаточно эффективно закупать в Китае самые топовые позиции товаров, в том числе с AliExpress, и перепродавать их на Wildberries, Ozon и т.д., — это оказывается достаточно конкурентоспособно по цене, — объясняет Бурмистров. — Поэтому потребители начали заказывать несколько меньше на трансграничном рынке самостоятельно, но продолжают покупать иностранные товары, просто ввезенные российскими продавцами».

Что ждет рынок в 2025 году

По прогнозу Бурмистрова, в 2025 году рынок интернет-торговли вырастет примерно на 32%, до 14,9 трлн руб., и будет развиваться в рамках ключевых трендов 2024 года, одним из которых стал дефицит логистических площадей. Ряд крупнейших маркетплейсов, по его словам, в прошлом году могли бы продемонстрировать более высокие темпы роста, если бы не дефицит инфраструктуры. «Наиболее заметно это было у Wildberries, ряд продавцов которого в четвертом квартале испытывали сложности с поставкой товаров на склады и столкнулись с ростом логистических комиссий; у Ozon и «Яндекс Маркета» на некоторых складах также возникали локальные сложности, но в целом сейчас лимитирующим фактором для роста онлайн-продаж становятся площади фулфилментов, так как свободных площадей, пригодных для крупных онлайн-игроков, в большинстве регионов нет», — объясняет аналитик.

Как трансграничная доля интернет-торговли снизилась с трети до 3%
Экономика
Фото:Joe Raedle / Getty Images

В 2024 году мощным драйвером рынка стал рост продаж в малых городах и населенных пунктах, что в первую очередь проявилось там, где открылись пункты выдачи заказов двух крупнейших маркетплейсов: «В большинстве этих населенных пунктов вообще отсутствуют какие-то сетевые объекты по продаже офлайн непродовольственных товаров, и люди вынуждены были ездить в более крупные населенные пункты либо осуществлять покупки через «Почту России», что было неудобно. Сейчас наблюдается кратный рост дистанционных продаж в этих населенных пунктах, и в 2025-м это останется ключевым драйвером роста проникновения в регионах наряду с развитием экспресс-доставки в крупных городах», — рассказал Бурмистров.

Он также указал на роль популярности рассрочки, потому что классическое POS-кредитование (некрупный моментальный кредит на покупку товара, выдаваемый прямо в магазине) в условиях высокой ключевой ставки и ужесточении политики ЦБ, по его словам, сворачивается. «В онлайне в целом проникновение кредитования значительно меньше, и сейчас, пока нет жесткого регулирования рассрочки, есть очень большие возможности для ее развития. Без BNPL сейчас конкурировать с маркетплейсами, которые беспрецедентно высокими темпами развивают финтехсервисы, крайне тяжело», — отметил аналитик.

Он также указал на важность развития комплекса рекламных услуг как основного инструмента роста доходов площадок в условиях усиления ценовой конкуренции. Сейчас, по информации Бурмистрова, лидером по маркетинговым доходам является Ozon, хотя Wildberries также существенно ускорил развитие таких сервисов в 2024 году.

Аналогичный тренд активного развития в регионах подтверждал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов «Ведомостям» в прошлом году. По его утверждению, в результате развития региональной инфраструктуры в некоторых областях рост рынка достиг 60–80%, в то время как в среднем по стране этот показатель составлял около 40%. В результате меняется структура рынка — 76% объема интернет-торговли приходилось на регионы, а на Москву и Санкт-Петербург — только 24%, хотя ранее было 80%.

Ольга Пашкова, старший аналитик Data Insight, называла изданию еще один тренд в сфере интернет-торговли — развитие Retail Media — собственных рекламных платформ онлайн-площадок, предназначенных для продвижения продукции продавцов и брендов. Компании активно интегрируют рекламные инструменты в свои платформы, превращая их в полноценные медийные площадки, что позволяет ретейлерам получать дополнительный доход и компенсировать рост операционных затрат, указывала она.

Читайте РБК в Telegram.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Лента новостей
В Южной Корее началось досрочное голосование на выборах президента Политика, 07:30
Минобороны сообщило об уничтожении за ночь 48 беспилотников Политика, 07:25
Минобороны Великобритании заявило о подготовке к кибервойне с Россией Политика, 07:20
Какие сервисы выиграли от замедления YouTubeПодписка на РБК, 07:01
Аэропорт Калуги возобновил рейсы спустя чуть более чем час Политика, 06:34
Во Внуково сообщили о подготовке к вылету задержанных самолетов Политика, 06:22
Минюст не увидел оснований для признания Урганта и Пугачевой иноагентами Политика, 06:14
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Козьи тропы, любовь к вафлям: в чем самобытность европейской кухни РБК и Перекёсток, 06:03
Вьетнам и Китай стали самыми быстрорастущими направлениями отдыха россиян Общество, 06:00
В аэропорту Калуги ввели ограничения на полеты Политика, 05:21
Работодатели этим летом запланировали меньше корпоративов Общество, 05:16
«РИА Новости» сообщило о последствиях атаки БПЛА на проспекте Вернадского Политика, 05:10
Пентхаусы и high-sky-студии: быть над городом и смотреть на него сверху РБК и Дом Chkalov, 04:55
«РИА Новости» сообщило о последствиях атаки дрона в Одинцово Политика, 04:52