Перейти к основному контенту
Инфографика РБК⁠,
0
Эксклюзив

AliExpress выбыл из топ-10 онлайн-продавцов в России

Почему россияне стали тратить меньше на покупки из-за границы
По итогам 2024 года AliExpress и «Ситилинк» выбыли из числа крупнейших российских игроков онлайн-торговли. Траты на покупки россиян за рубежом снизились на 21%, но общий объем онлайн-торговли за год вырос на 37%
Фото: Chromorange / Bilderbox / Global Look Press
Фото: Chromorange / Bilderbox / Global Look Press

Российский рынок онлайн-торговли в 2024 году вырос на 37%, до 11,3 трлн руб. Это более 20% всех розничных продаж в стране, подсчитали в аналитической компании INFOLine. Но темпы роста практически всех лидеров отрасли при этом замедлились, следует из данных агентства.

Топ-5 остался неизменным, но если по итогам 2023 года Wildberries и Ozon совместно занимали чуть меньше 50% рынка, то по итогам 2024-го их доля выросла до 56,7%. Доля «десятки» в общем объеме интернет-торговли за год увеличилась на 6 процентных пунктов (п.п.), до 81%.

Суд признал банкротом владельца интернет-магазина «Плеер.ру»
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

При этом из топ-10 выбыли китайский маркетплейс AliExpress и «Ситилинк». Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров объясняет результаты AliExpress и «Ситилинка» усилением конкуренции со стороны других маркетплейсов, которые начали активнее работать в том числе на трансграничном рынке интернет-торговли. В этой ситуации AliExpress стало существенно сложнее работать, подытожил он, добавив, что оборот китайского маркетплейса в России в 2024 году снизился на 8% и составил около 200 млрд руб. То есть по этому показателю маркетплейс мог бы попасть в нынешний рейтинг, но площадка сосредоточена на трансграничной торговле.

После публикации материала INFOLine уточнил, что в рейтинг игроков на рынке онлайн-продаж включаются только операторы, осуществляющие работу на локальном рынке, а AliExpress в 2023 году свернул подобные операции, поэтому не был включен в топ.

Выпадение из топа «Ситилинка» Бурмистров связал с финансовыми сложностями, которые компания испытывала по итогам 2023 года, что, в свою очередь, потребовало оптимизации и отразилось на продажах в 2024 году.

Представитель «Ситилинк» уже после выхода материала сообщил, что они развивают продажи и сфокусировались на операционной эффективности. Он настаивает, что компания является крупнейшим селлером электроники и бытовой техники на таких маркетплейсах, как Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет», и что «занимает лидирующие позиции» в ключевых для себя категориях, таких как ноутбуки, телевизоры, компьютеры и процессоры.

РБК направил запросы в «AliExpress Россия».

Год назад выручка основного юрлица AliExpress в России сократилась на 36%, до 10,5 млрд руб. В пресс-службе компании тогда объяснили это сокращением локального бизнеса и доли собственных продаж маркетплейса. Представитель маркетплейса указал на то, что сейчас ее компании фокусируется на поддержке трансграничной торговли, развитии логистики и сокращении сроков доставки заказов для покупателей.

Сразу на шестое место рейтинга поднялась X5 Group, показавшая наибольшие среди других лидеров топа темпы роста — 67%. В десятку также вошла Lamoda. При этом практически все лидеры продемонстрировали замедление темпов роста продаж. Единственным игроком, ускорившим темпы роста (до 13 против 11% годом ранее), стала группа «М.Видео-Эльдорадо». В то же время показатель федеральных сетей электроники оставался на значительно более низком уровне, чем у других игроков рынка. Так, объем онлайн-продаж DNS вырос за прошлый год всего на 9%.

Подорожавшая подписка помогла онлайн-кинотеатрам увеличить доходы на 44%
Технологии и медиа
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

При этом, по оценке INFOLine, оборот в товарных категориях классифайда «Авито» в 2024 году вырос более чем на 11% и превысил 1,7 трлн руб. без учета предложений о продаже готового бизнеса и промышленного оборудования. Но более 80% товаров на площадке продается по модели электронной витрины, не проходя транзакционно через платформу, обращает внимание Бурмистров.

Почему сократилась трансграничная торговля

Рынок трансграничной торговли по итогам года сократился на 21%, до 250 млрд руб., следует из данных аналитической компании. Падение связано в первую очередь со снижением порога беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа с €1 тыс. до €200 весной прошлого года, объясняет Бурмистров. После этого покупка значительно большей части товаров из-за границы стала требовать дополнительной оплаты ввозных пошлин.

Кроме того, падение усилила ситуация с валютными курсами, так как в условиях, когда рубль сильно ослабевает, трансграничные продажи «проседают», указал глава INFOLine. «Третий момент — это, конечно, то, что ряд российских продавцов научились достаточно эффективно закупать в Китае самые топовые позиции товаров, в том числе с AliExpress, и перепродавать их на Wildberries, Ozon и т.д., — это оказывается достаточно конкурентоспособно по цене, — объясняет Бурмистров. — Поэтому потребители начали заказывать несколько меньше на трансграничном рынке самостоятельно, но продолжают покупать иностранные товары, просто ввезенные российскими продавцами».

Что ждет рынок в 2025 году

По прогнозу Бурмистрова, в 2025 году рынок интернет-торговли вырастет примерно на 32%, до 14,9 трлн руб., и будет развиваться в рамках ключевых трендов 2024 года, одним из которых стал дефицит логистических площадей. Ряд крупнейших маркетплейсов, по его словам, в прошлом году могли бы продемонстрировать более высокие темпы роста, если бы не дефицит инфраструктуры. «Наиболее заметно это было у Wildberries, ряд продавцов которого в четвертом квартале испытывали сложности с поставкой товаров на склады и столкнулись с ростом логистических комиссий; у Ozon и «Яндекс Маркета» на некоторых складах также возникали локальные сложности, но в целом сейчас лимитирующим фактором для роста онлайн-продаж становятся площади фулфилментов, так как свободных площадей, пригодных для крупных онлайн-игроков, в большинстве регионов нет», — объясняет аналитик.

Как трансграничная доля интернет-торговли снизилась с трети до 3%
Экономика
Фото:Joe Raedle / Getty Images

В 2024 году мощным драйвером рынка стал рост продаж в малых городах и населенных пунктах, что в первую очередь проявилось там, где открылись пункты выдачи заказов двух крупнейших маркетплейсов: «В большинстве этих населенных пунктов вообще отсутствуют какие-то сетевые объекты по продаже офлайн непродовольственных товаров, и люди вынуждены были ездить в более крупные населенные пункты либо осуществлять покупки через «Почту России», что было неудобно. Сейчас наблюдается кратный рост дистанционных продаж в этих населенных пунктах, и в 2025-м это останется ключевым драйвером роста проникновения в регионах наряду с развитием экспресс-доставки в крупных городах», — рассказал Бурмистров.

Он также указал на роль популярности рассрочки, потому что классическое POS-кредитование (некрупный моментальный кредит на покупку товара, выдаваемый прямо в магазине) в условиях высокой ключевой ставки и ужесточении политики ЦБ, по его словам, сворачивается. «В онлайне в целом проникновение кредитования значительно меньше, и сейчас, пока нет жесткого регулирования рассрочки, есть очень большие возможности для ее развития. Без BNPL сейчас конкурировать с маркетплейсами, которые беспрецедентно высокими темпами развивают финтехсервисы, крайне тяжело», — отметил аналитик.

Он также указал на важность развития комплекса рекламных услуг как основного инструмента роста доходов площадок в условиях усиления ценовой конкуренции. Сейчас, по информации Бурмистрова, лидером по маркетинговым доходам является Ozon, хотя Wildberries также существенно ускорил развитие таких сервисов в 2024 году.

Аналогичный тренд активного развития в регионах подтверждал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов «Ведомостям» в прошлом году. По его утверждению, в результате развития региональной инфраструктуры в некоторых областях рост рынка достиг 60–80%, в то время как в среднем по стране этот показатель составлял около 40%. В результате меняется структура рынка — 76% объема интернет-торговли приходилось на регионы, а на Москву и Санкт-Петербург — только 24%, хотя ранее было 80%.

Ольга Пашкова, старший аналитик Data Insight, называла изданию еще один тренд в сфере интернет-торговли — развитие Retail Media — собственных рекламных платформ онлайн-площадок, предназначенных для продвижения продукции продавцов и брендов. Компании активно интегрируют рекламные инструменты в свои платформы, превращая их в полноценные медийные площадки, что позволяет ретейлерам получать дополнительный доход и компенсировать рост операционных затрат, указывала она.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 17:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 17:11
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23
На автозаводе объяснили, какие «Москвич 5» появились в Нижнем Новгороде Авто, 17:23
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira Стиль, 17:13
Швецов спрогнозировал двузначную ключевую ставку на несколько лет Инвестиции, 17:13
FT включила Маргариту Симоньян в список влиятельнейших людей года Политика, 17:06
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
«Галс-Девелопмент» провел публичную дискуссию на тему «Дом как судьба» Пресс-релиз, 17:05
Путин начал встречу с президентом Индии Политика, 17:04
ГАИ опровергла планы ужесточить регистрацию авто с большим пробегом Общество, 17:01
Биткоин-ETF BlackRock потерял $2,7 млрд из-за рекордного оттока средств Крипто, 16:58
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Макрон признал, что ЕС не принудит Россию к переговорам с ним по Украине Политика, 16:50
Золотые резервы России впервые превысили $300 млрд Экономика, 16:50