Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Руководители СМИ попросили смягчить законодательство о рекламе

Руководители СМИ попросили разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
На фоне отказа ведущих западных брендов от рекламы в России руководители отечественных СМИ просят власти либерализовать законодательство — например, разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
Фото: Jon Nazca / Reuters
Фото: Jon Nazca / Reuters

Руководители крупнейших российских СМИ озвучили Минцифры предложения, направленные на поддержку отрасли на фоне западных санкций. Встреча прошла в среду, 9 марта, рассказали РБК три источника на медиарынке.

Как рассказал РБК гендиректор издательского дома «Комсомольская правда» и главный редактор этой газеты Владимир Сунгоркин, на встрече были озвучены, в частности, следующие предложения:

  • разрешить рекламу рецептурных лекарств и отечественного алкоголя;

  • освободить СМИ от налога на прибыль за 2021 год;

  • снять таможенные пошлины с расходных материалов печатных СМИ (красок, сменных материалов для типографий и т.п.).

Пакет мер, как уточнил Сунгоркин, Минцифры должно направить в Минфин и премьер-министру Михаилу Мишустину. «Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы продолжатся», — уточнил гендиректор «Комсомольской правды».

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России
Технологии и медиа
Фото:Andreas Rentz / Getty Images

То, что на встрече озвучивалась идея либерализовать рекламное законодательство и смягчить ограничения для продвижения алкоголя и рецептурных лекарств, подтвердил еще один участник совещания.

РБК направил запрос в Минцифры.

Кто отказался от рекламы

От рекламных кампаний в России уже временно отказались PepsiCo (по итогам 2020 года, по подсчетам отраслевого издания AdIndex, была на четвертом месте в рейтинге крупнейших рекламодателей с бюджетом 5,4 млрд руб.), Procter & Gamble (12-е место, 3,7 млрд руб.), L'Oreal (16-е место, 3,3 млрд руб.). О закрытии своих ресторанов в России заявил McDonald's (18-е место; 3,1 млрд руб.).

Об уходе из России объявил и британский рекламный холдинг WPP, чьи агентства, объединенные в GroupM, занимаются закупками рекламы (кто станет собственником российских компаний WPP, пока неизвестно).

Первый международный рекламный холдинг объявил об уходе из России
Технологии и медиа
Фото:Toby Melville / Reuters

Что может дать смягчение законодательства о рекламе

Фармкомпании, которым сейчас разрешено продвигать в СМИ только безрецептурные лекарства, уже являются одними из главных рекламодателей. Так, «Отисифарм» в 2020 году потратила, по оценке AdIndex, на рекламу 3,6 млрд руб., обойдя по этому показателю, например, Volkswagen и X5 Group (по 3,4 млрд руб.). Основной бюджет — 2,9 млрд руб. — был направлен на ТВ. Рекламный бюджет GSK Consumer Healthcare в 2020 году достиг 2,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. досталось ТВ. Рекламный бюджет французской Sanofi превысил 2,3 млрд руб. (из них 2,1 млрд руб. были затрачены на телерекламу).

Продажи рецептурных препаратов в 2021 году, по данным RNC Pharma, составили в целом по России 1,37 трлн руб. (в розничных ценах, с НДС).

Алкоголь, за исключением отечественного вина, сейчас рекламировать в СМИ нельзя. Допускается лишь продвижение безалкогольного пива. При этом спиртное было и остается одним из самых востребованных продуктов: по информации Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива, напитков, изготавливаемых на его основе и сидра) в 2021 году составили 219,3 тыс. дал.

Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным
Технологии и медиа
Максим Галкин

Как уже пытались либерализовать законодательство

Похожий антикризисный план развития медиаиндустрии Минцифры (тогда еще Минкомсвязь) разрабатывало в 2015 году. Тогда девальвация рубля в декабре 2014 года привела к резкому падению доходов отечественных СМИ. В первом квартале 2015 года затраты на рекламу снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Для повышения доходов СМИ Минкомсвязь предлагала снять ограничения на рекламу алкоголя и рецептурных препаратов. Планировалось также перенести ответственность за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя. Кроме того, в министерстве считали рациональным разрешить рекламу в детских программах. Но против этого выступала, в частности, Федеральная антимонопольная служба. Не поддержал идею разрешить рекламу алкоголя и Минздрав.

Единственной мерой, которая в итоге была осуществлена, стало увеличение доли рекламных полос газет и журналов с 40 до 45% от объема номера при сохранении льготы по НДС. Однако даже на ее утверждение у правительства ушел почти год.

Правительству предложили не отменять запрет на рекламу алкоголя в СМИ
Технологии и медиа
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Повторно вопрос о легализации рекламы алкоголя и рецептурных лекарств поднимался в 2020 году. Тогда в марте из-за развала сделки ОПЕК+ резко подешевел рубль, а потом из-за пандемии был введен режим самоизоляции, продлившийся до лета и частично, особенно в первый месяц, парализовавший бизнес. Во втором квартале 2020 года, на который пришелся локдаун, рекламный рынок просел на 22%. О том, что Минкомсвязь готовит пакет инициатив по либерализации отрасли, говорил на тот момент заместитель министра Алексей Волин. Однако дальнейшей проработки эти инициативы так и не имели.

РБК направил запросы в Федеральную антимонопольную службу и Минздрав.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Писториус заявил, что Германия не должна быть «просто зрителем» в СирииПолитика, 03:46
У побережья Туниса перевернулось судно со 130 людьми на бортуОбщество, 03:40
Кадыров сообщил об атаке дрона на казармы спецполка полицииПолитика, 03:18
Сырский рассказал о жестких боях на покровском направленииПолитика, 03:12
Три европейские страны призвали Берлин отменить плату за транзит газаПолитика, 02:42
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
Axios узнал о планах Кеннеди-младшего доказать связь ЦРУ с убийством дядиПолитика, 02:21
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
К югу от Иерусалима обстреляли автобусОбщество, 01:53
Орбан после встречи с Трампом и звонка Путину поехал к ЭрдогануПолитика, 01:28
«Ювентус» обыграл «Манчестер Сити» в главном матче тура Лиги чемпионовСпорт, 01:21
Советник Зеленского ответил на слова Орбана об отказе от перемирияПолитика, 01:19
Шольц заявил об экономической выгоде для Германии от поддержки УкраиныПолитика, 00:59
В 15-й пакет санкций против России предложили внести граждан Китая и КНДРПолитика, 00:56
WSJ показала признаки старения Китая на примере умирающего городаОбщество, 00:33