Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0

Реклама в интернете впервые обогнала ТВ

Драйвером продаж в онлайне стало видео
Темпы роста рекламного рынка России по итогам 2018 года замедлились и составили 12% против 14% в 2017-м. Лучшая динамика у интернет-рекламы — 22%. По итогам прошлого года этот сегмент впервые стал крупнейшим, оттеснив ТВ
Фото: Максим Стулов/ Ведомости / ТАСС
Фото: Максим Стулов/ Ведомости / ТАСС

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) в понедельник, 11 марта, обнародовала свою оценку затрат рекламодателей в 2018 году. На продвижение товаров и услуг в основных медиа они потратили почти 469 млрд руб. без НДС, что на 12% больше уровня 2017-го. Динамика этого показателя оказалась ниже, чем годом ранее: в 2017-м объем российского рынка рекламы составил 417 млрд руб., или на 14% больше, чем в 2016 году.

Как и в предыдущие годы, наилучшую динамику увеличения рекламных доходов — на 22%, до 203 млрд руб. — продемонстрировал сегмент интернета. Такая же динамика была и в прошлом году. Доходы сегмента ТВ в 2018 году показали более скромный рост — на 9%, до 187 млрд руб., против 13% по итогам 2017-го. Как отмечают эксперты АКАР, в 2018-м интернет впервые стал самым крупным в годовом выражении медиасегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение. В отдельно взятом третьем квартале 2017-го интернет уже опережал ТВ-рекламу. Однако по итогам всего года телевидение вернуло себе лидерство: рекламные доходы вещателей составили 170,9 млрд руб., а интернет-площадок — 166,3 млрд руб.

У других рекламных сегментов годовая динамика выглядит следующим образом.

  • Незначительный прирост — на 3%, до 16,9 млрд руб. — продемонстрировал сегмент наружной рекламы.
  • Рынок радиорекламы остался на уровне прошлого года — 16,9 млрд руб.
  • Рекламные доходы издателей газет и журналов снова снизились: на этот раз на 12%, до 18 млрд руб.

Хотя интернет сейчас действительно самый крупный медиасегмент российского рекламного рынка, далеко не у всех рекламодателей он находится в приоритете, говорит директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра Новой сервисной компании (НСК, действует как бэк-офис Национального рекламного альянса) Сергей Веселов. «Например, у крупнейших рекламодателей в категории FMCG основные бюджеты телевизионные, у многих локальных рекламодателей — в наружной рекламе, — утверждает эксперт. — Нынешняя ситуация со сменой лидера на рекламном рынке не является какой-то уникальной. Рекламодатель идет вслед за своей аудиторией, и если она смещается в сторону digital, то и традиционные медиа будут ловить аудиторию там, где она есть».

Не рекламой единой

Помимо затрат на рекламу в основных медиа АКАР также оценивает расходы на маркетинговые услуги. Объем этого сегмента в 2018-м превысил 115 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2017 году.

С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, производство рекламной продукции и оплату услуг рекламных агентств, суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил 810–830 млрд руб.

Рост бюджетов в видеоконтенте

Подводя итоги 2018-го, комиссия экспертов ассоциации представила новую сегментацию рекламного рынка — по типу контента — и оценила, в частности, объемы рекламы, собираемые при распространении аудио-, видео- и издательского контента как в традиционных средах, так и в digital-среде. Согласно результатам такого анализа, на весь рекламный видеоконтент рекламодатели в прошлом году потратили 198 млрд руб., что на 10% выше уровня 2017-го. Почти весь этот бюджет — 94% — пришелся на ТВ. Однако более высокий рост расходов рекламодателей (на 21%, до 10 млрд руб.) зафиксирован в категории онлайн-видео. В этом сегменте учитывались бюджеты от видеорекламы в контенте онлайн-кинотеатров и сайтов телекомпаний, на видеохостингах, а также в лицензированных плеерах в социальных сетях.

Лидеры Рунета

Крупнейшие игроки сегмента интернет-рекламы «Яндекс» и Mail.Ru Group — публичные компании, и, соответственно, их финансовые результаты можно сопоставлять с оценками АКАР. Доходы от рекламы «Яндекса», сегодня крупнейшей компании Рунета, росли вместе с рынком: ее рекламная выручка по итогам 2018 года увеличилась на 22%, до 101,1 млрд руб.

Доходы Mail.Ru Group продолжили расти быстрее рынка. В 2018 году рекламная выручка владельца портала Mail.Ru, соцсетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», мессенджера TamTam и других проектов увеличилась на 38,6%, до 31,9 млрд руб. Годом ранее динамика этого показателя у Mail.Ru Group равнялась 29%, доходы от рекламы составили при этом 23,8 млрд руб.

По итогам 2018 года доля «Яндекса» в сегменте интернет-рекламы равнялась 49,8%, Mail.Ru Group — 15,7%. Доля «Яндекса» на всем российском рекламном рынке за указанный период составила 21,5%, Mail.Ru Group — 6,5%.

Данные о распределении рекламных бюджетов среди интернет-сегментов по итогам 2018 года будут обнародованы в конце марта.

В онлайн-видеорекламе лидером по объему рекламных показов, как и в прошлом году, стала категория интернет-услуг. На их долю в январе—декабре 2018 года пришлось 19% всего инвентаря в Instream (размещенной внутри видео) онлайн-видеорекламе на десктопах, отметил Михаил Райбман, заместитель гендиректора по развитию бизнеса Mediascope. Топ-10 рекламодателей в сегменте онлайн-видео в 2018 году возглавляет нелегальное онлайн-казино Azino777, на его долю приходится 4,8% от общего количества показов, — это больше, чем у таких рекламодателей, как Danone, «Яндекс» и «Вымпелком», следует из данных Mediascope.

Самая устойчивая модель — «принт+digital»

В рамках анализа эксперты АКАР оценили объем рынка издательского контента. В расчете учитывались рекламные доходы от трех сегментов: издательских домов, имеющих только печатные издания, тех, кто развивает печатные и интернет-издания, а также интернет-ресурсов, которые, по мнению экспертов, можно отнести к издательскому бизнесу. Совокупно за прошлый год они заработали 32 млрд руб., что на 3% ниже уровня 2017-го.

Наиболее высокую динамику — рост на 18%, до 4,7 млрд руб. — показали компании, работающие исключительно в цифровой среде. Самыми уязвимыми продолжают быть издания, работающие только в бумажном формате: за год при падении рекламных бюджетов на 22% их доля в общих рекламных издательских бюджетах снизилась с 21 до 17% и будет продолжать падать, прогнозируют в АКАР.

Совмещение «принт+digital» позволило удержать объемы рекламных доходов на уровне 2017 года — 21,8 млрд руб., что эксперты называют весьма обнадеживающим на фоне общей негативной картины в прессе. По итогам 2018-го падение категории «пресса» (газеты и журналы) составило 12%. Такая динамика оказалась хуже уровня 2017-го, когда по сравнению с 2016-м доходы этой категории снизились на 8%.​

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:01
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:01
El Pais узнала об осознании в ЕС неизбежности уступок Украиной территорий Политика, 14:11
Бывшая жена Иванова просила его не идти в Минобороны «из-за морали» Политика, 14:11
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Путин и Моди на сессии бизнес-форума в Индии. Трансляция Политика, 14:05
Путин и Моди приехали на бизнес-форум Политика, 14:04
Баканов пожелал успехов выдвинутому Трампом кандидату на пост главы NASA Политика, 14:02
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Белорусский биатлонист выиграл масс-старт на этапе Кубка Содружества Спорт, 13:58
Вы имеете дело с инфантильным сотрудником: какие 4 фразы на это указывают Образование, 13:54
Опубликовано совместное заявление Путина и Моди из 70 пунктов Политика, 13:49
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Snapchat заблокировали в России. Что это за мессенджер и почему закрыли Life, 13:44
Венгер назвал главного фаворита ЧМ-2026 Спорт, 13:43
Минцифры снова расширило «белый список» сайтов Технологии и медиа, 13:42