Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
14 384 

ФАС попросили проверить проект о локализации такси

Общественники попросили ФАС проверить законопроект о локализации такси на предмет нарушения прав потребителей и антимонопольного законодательства. Документ уже прошел первое чтение, второе ожидается в апреле
Фото: Виктория Винникова / Shutterstock
Фото: Виктория Винникова / Shutterstock

Законопроект о локализации в такси нарушает ряд действующих российских законов и может быть оспорен вскоре после принятия. Это следует из письма на имя главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского от союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», который объединяет представителей и пользователей транспортных, торговых, медийных, образовательных, кадровых, туристических и других цифровых платформ и агрегаторов услуг и объявлений.

Представитель ФАС сказал РБК, что письмо к ним еще не поступило, в случае поступления оно будет рассмотрено в установленном порядке.

Речь идет о документе, который позволит регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Предполагается, что водители такси будут использовать только машины с определенным уровнем локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Проект прошел первое чтение в 2024 году, второе должно состояться в апреле. В случае принятия норма начнет действовать с 1 октября 2025-го.

В России предложили правки в ужесточение требований к машинам такси
Бизнес
Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

СПИК — это соглашение между промышленным инвестором и государством, в рамках которого инвестор обязуется реализовать проект на территории России, вложив не менее 750 млн руб., а государство гарантирует ему стабильность условий бизнеса и меры стимулирования, предусмотренные соглашением. Согласно законопроекту, для целей перевозки легковым такси может использоваться лишь транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. По оценке «Цифрового мира», сейчас под эти требования подходят только четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura.

«Цифровой мир» просит ФАС дать законопроекту правовую оценку. По мнению авторов обращения, предлагаемые в документе нормы:

  • нарушают закон «О защите конкуренции», который запрещает создание дискриминационных условий для отдельных участников рынка. Также документ нарушает права потребителей, ограничивая их возможность на получение услуги надлежащего качества;
  • противоречат статье Гражданского кодекса, которая утверждает свободу граждан и организаций в заключении договора и определении его условий;
  • нарушают требования договора о Евразийском экономическом союзе, касающиеся защиты конкуренции в государствах — членах союза;
  • могут привести к международным разбирательствам по линии Всемирной торговой организации из-за фактического запрета на использование автомобилей нероссийского производства в отрасли, которая не является стратегически важной для безопасности страны;
  • приведут к росту цен на такси, увеличению времени простоев автомобилей и ухудшению уровня комфорта и безопасности автопарка.

Как критикуют локализацию автомобилей такси

С момента внесения законопроекта о локализации такси в Госдуму его критиковали общественные и государственные организаций, а также сами сервисы такси.

Так, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) указывал, что принятие законопроекта в предложенном варианте приведет к значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечения локализации производства в короткий срок, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок. Союз предлагал перенести срок вступления закона до 1 сентября 2026 года, а также усовершенствовать госпрограмму поддержки закупок автомобилей для такси, предусмотреть в ней более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 млн руб. для машин, к которым применимо требование о локализации. В РСПП отмечали, что более 75% автомобилей в такси отечественные, но многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Уход 100 тыс. самозанятых водителей, по оценке РСПП, может привести к повышению цен на пассажирские перевозки на 15%.

Минэк продлил эксперимент по тестированию роботакси от «Яндекса»
Технологии и медиа
Фото:Егор Алеев / ТАСС

Национальный совет такси в феврале 2025-го предлагал включить в законопроект о локализации меры господдержки отрасли и исключить балльную систему оценки уровня локализации. Исполнительный директор организации Наталия Лозинская отмечала, что бизнесу нужен широкий выбор автомобилей и господдержка новых закупок в парк.

В конце марта администрация президента подготовила поправки ко второму чтению законопроекта, по которым после 1 марта 2025 года СПИКи остаются возможным вариантом для допуска в региональный реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию. Также при регистрации такси в региональном реестре будут указаны не только марка машины, ее модель, государственный регистрационный номер и VIN-код, но и год выпуска машины.

По мнению представителя «Яндекс Такси», в таком варианте законопроект сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, которые используют личные авто. По оценке сервиса, в Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70–90% водителей. Из-за дефицита кадров тарифы на услуги такси могут вырасти на 25–27%, а в ряде городов — на 40–50%, прогнозировали в «Яндекс Такси».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечал, что законопроект не предусматривает стимулы для водителей и таксопарков переходить на отечественные автомобили, что является основной проблемой новых правил. Также он отметил, что механизм СПИКов выглядит неубедительно, поскольку его действие ограничено 2025 годом, а дальнейшие критерии отбора неясны.

Представитель АвтоВАЗа говорил, что компания не единственный поставщик автомобилей для такси, а таксопарки могут выбирать их из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины. По его словам, таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах и крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринга или корпоративного парка). При этом доля АвтоВАЗа на рынке такси превышает 50%. Представитель компании уточнял, что в Москве, которая занимает 30% всего рынка такси, почти не представлены автомобили АвтоВАЗа.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Лента новостей
В Колорадо эвакуировали ряд районов после сообщений об атаках на людей Общество, 02:23
Ски-альпинист Филиппов первым из россиян отобрался на Олимпиаду-2026 Спорт, 01:37
Мединский подтвердил получение проекта меморандума от Киева Политика, 01:17
Зеленский изменил состав украинской делегации для второй встречи в Турции Политика, 01:06
Глава Рязанской области рассказал о последствиях падения обломков дронов Политика, 01:01
На юго-востоке Подмосковья произошло массовое ДТП Общество, 00:56
Власти Ярославля опровергли данные об угрозе БПЛА на фоне сбоя интернета Технологии и медиа, 00:45
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
На выборах президента Польши сменился лидер Политика, 00:27
Лавров и Рубио обсудили российско-украинские переговоры в Стамбуле 2 июня Политика, 00:26
Около Воронежа и над Курском уничтожили несколько беспилотников Политика, 00:18
Какие клубы заработали больше всех за сезон в еврокубках Спорт, 00:00
Какие клубы заработали больше всех за сезон в еврокубках Спорт, 00:00
Треть аналитиков поставили на снижение ключевой ставки уже в июне Финансы, 00:00
Глава Центра постсоветских исследований — о барьерах будущего меморандума Политика, 00:00