Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Продажи газет и журналов упали на фоне роста онлайн-подписок

Какая пресса пользуется спросом у читателей
Газеты и журналы в 2024 году потеряли до 12% продаж после стабилизации в прошлые годы. Эксперты отмечают популярность платных подписок и рост стоимости прессы, но утверждают, что региональная печать пользуется спросом
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС

Продажи газет и журналов в России в рознице по итогам 2024 года сократились на 9%. Это следует из данных аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», представленных по запросу РБК. «Платформа ОФД», по собственным данным, — крупнейший оператор фискальных данных, покрывающий треть касс и розничного оборота страны.

Еще большее снижение произошло в покупках печатной прессы по подписке: падение год к году составило 12%. В предыдущие годы ситуация с продажами была относительно стабильной. Так, если сравнивать 2024 год не с 2023-м, а с 2022-м, то динамика продаж практически аналогична: минус 7% в рознице и минус 10% по подписке.

Снижение продаж сопровождается сохраняющимся ростом среднего чека при покупке газет и журналов, отмечают аналитики. В розничных продажах этот показатель в прошлом году достиг 284 руб., что на 13% выше, чем в 2023 году, и на 20% выше, чем в 2022-м. При оформлении подписки средний чек покупки вырос за год на 10%, а за два года — на 21% и сейчас составляет 2580 руб.

Продажи лотерейных билетов в России за год выросли на 30%
Технологии и медиа
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Как изменилась аудитория печатных СМИ

Охваты (усредненное количество читателей одного номера издания) печатных номеров многих популярных газет в 2024 году также сократились, свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope. За последнюю доступную волну исследований с мая по октябрь 2024 года охват одного номера газеты «Известия» составлял 735,5 тыс. по всей России против 873,3 тыс. за аналогичный период 2023-го, «Российской газеты» — 902,2 тыс. против 1,2 млн годом ранее, «Московского комсомольца» — 465,7 тыс. против 522,6 тыс. годом ранее.

В сегменте журналов Mediascope за те же периоды фиксирует рост. Охват одного номера Marie Claire увеличился с 380,9 тыс. до 538,9 тыс. человек, «Вокруг света» — с 5,6 млн до 6,2 млн, Psychologies — с 1,2 млн до 1,3 млн, «Тайны звезд» — с 1,4 млн до 1,6 млн. Но в статистике представлены далеко не все востребованные журналы. Например, данные по Forbes и печатным версиям проектов Independent Media (выпускает «Правила жизни», Voice, The Symbol и т.д.) отсутствуют.

На фоне снижения продаж печатной прессы заметно вырос сегмент подписок на онлайн-издания. Динамика год к году составила 23%. Параллельно на 15% — до 2,4 тыс. руб. — вырос и средний чек при оформлении такой подписки. Аналитики отмечают, что в большинстве случаев платная подписка оформляется на деловые СМИ.

Руководитель аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» Леонид Симаков добавляет, что средняя покупка газет и журналов включает в себя 1,8 единицы печатной продукции. В основном это газета и сборник из сканвордов или кроссвордов. Если же человек оформляет офлайн-подписку, то обычно он выбирает около двух изданий. При этом в онлайне чаще покупают одну подписку, на один месяц или сразу год.

Какие тренды отмечают холдинги

В Independent Media фиксируют «миграцию продаж тиража в онлайн», рассказала корпоративный директор холдинга по маркетингу Ольга Боброва. Например, у «Правил жизни» на этот канал продаж приходится уже более 70%. «Мы действительно повышали цены, на часть журналов — довольно значительно, но розничные доходы для нас никогда не были основными, — добавляет Боброва. — Это скорее необходимо для того, чтобы окупить производство. Аудитория, по данным Ipsos, показывает хорошую динамику. Рост демонстрируют те бренды, которые в продвижении делают акцент на селебрити-маркетинг, видеоформаты, крупные партнерства и коллаборации».

Как Voice и «Правила жизни» обошли Cosmopolitan и Esquire. Инфографика
Технологии и медиа

Холдинг «Газпром-Медиа» (владеет издательствами «Семь дней» и «Медиа Пресс»), несмотря на инфляцию и рост затрат на бумагу и типографские услуги, смог «минимизировать повышение отпускных цен» на выпускаемые журналы, сообщили в пресс-службе холдинга, не приводя точных цифр. Кроме того, компания делает ставку на расширение географии присутствия.

Как объясняют падение продаж эксперты

В век цифровизации спрос на офлайн-издания снижается очевидным образом и компенсируется онлайн-подписками, констатирует Симаков. Наблюдается, по его словам, и изменение предпочтений читателей в сторону более оперативных, качественных материалов, включая «полные версии» текстов и аналитику, а также в сторону специализированных изданий.

Главной проблемой с продажами печатных СМИ остаются продолжающаяся деградация системы распространения и сокращение точек продаж, считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. «Эффективную систему подписки печатных СМИ создать за десятилетия после распада советской модели так и не удалось, — утверждает эксперт. — Переход аудитории в интернет в этом смысле не главная проблема, особенно с учетом того, что все СМИ, имеющие печатную версию, сегодня активно работают в интернете и имеют весьма приличные показатели и по аудитории, и по доходам от сетевой рекламы».

Издатель The Symbol и Voice — РБК: «Прорабатываем fashion из Ирана»
Технологии и медиа
Наталья Веснина

Удерживать потребление печатной прессы, по словам Танаева, все же удается. Во-первых, бумажные СМИ имеют имиджевые достоинства и как рекламоноситель, и как носитель информации. Во-вторых, они «работают там, где нет доступа к другим типам медиа», особенно в небольших населенных пунктах или локальных общностях. «Существуют аудитории, как правило пожилые, сохраняющие привычку потреблять прессу именно в бумажном виде», — добавляет Танаев.

Проблема популярности печатных версий газет характерна в большей степени для федеральных изданий, считает глава Российской государственной библиотеки Вадим Дуда. Региональная же пресса, по его словам, и сейчас пользуется спросом, поскольку у аудитории сохраняется к ней доверие.

Читайте РБК в Telegram.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Пресса"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 15 марта
EUR ЦБ: 93,61 (-0,65)
Инвестиции, 14 мар, 17:45
Курс доллара на 15 марта
USD ЦБ: 85,57 (-1,05)
Инвестиции, 14 мар, 17:45
Где купить квартиру в 2025 году: 5 новых проектов в Москве и областиРБК и ПИК, 20:33
Меркель заявила об очаровании Трампа РоссиейПолитика, 20:26
«Локомотив» проведет прощальный матч экс-вратаря сборной России ГилермеСпорт, 19:49
Путин, Лукашенко, Алиев и Рахмон проведут встречу 9 маяПолитика, 19:49
«Динамо» впервые в сезоне обыграло ЦСКА в хоккейном дерби МосквыСпорт, 19:21
В Рязани три человека пострадали из-за взрыва на НПЗОбщество, 19:19
Холанд быстрее всех в истории АПЛ набрал 100 очков по системе «гол+пас»Спорт, 19:02
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Махачкалинское «Динамо» разгромило «Крылья Советов» в РПЛСпорт, 18:55
Премьер Великобритании выступил против распространения ядерного оружияПолитика, 18:53
Из Суджанского района эвакуировали более 300 человекПолитика, 18:51
Технический анализ: графики, фигуры и правила их чтенияРБК и Финам, 18:29
В сирийском городе Латакия прогремел мощный взрывПолитика, 18:26
Стармер анонсировал обсуждение деталей отправки войск ЕС на УкраинуПолитика, 18:09
Хинштейн сообщил о 378 найденных жителях Курской областиПолитика, 17:55