Создатель Telegram Павел Дуров в ответ заявил, что угрозы блокировки «не принесут плодов». «Telegram будет отстаивать свободу и неприкосновенность частной жизни», — написал он на своей странице в Twitter.
Шансы на победу
В пресс-службе Таганского суда РБК пояснили, что процессуальных решений по иску пока не принято, заявление передано на изучение судье.
Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко в разговоре с РБК отметил, что, вероятнее всего, иск Роскомнадзора будет удовлетворен, поскольку законодательство обязывает организатора распространения информации при использовании дополнительного кодирования электронных сообщений предоставить ФСБ все необходимое для декодирования. «Юридически верным решением в этом случае было бы устранить все имеющиеся нарушения. Но если компания не согласна с содержанием закона в принципе, то ее следующий шаг в этом случае — обращение в Конституционный суд РФ», — пояснил Бабенко.
«Есть все основания предполагать, что суд действительно может вынести решение об ограничении доступа к информационным ресурсам популярного мессенджера. Однако до действительной блокировки пройдет еще немало времени, поскольку Telegram использует все предусмотренные законом способы для обжалования решения суда в вышестоящих судебных инстанциях», — прокомментировал РБК партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов.
Рассмотрение иска Роскомнадзора о блокировке Telegram займет минимум три месяца, а максимум полгода, пояснил РБК юрист в области интернет-права, управляющий партнер Legal Jazz Роман Фадеев. «Общий срок рассмотрения административных дел в суде — два месяца. Он может быть продлен председателем суда не более чем на месяц. То есть можно говорить о трех месяцах», — отметил юрист. Учитывая, что юристов Telegram еще официально не уведомили об иске, и включая апелляцию, процесс займет больше времени, указал он.
«Мы, конечно, предполагаем, что суд решит заблокировать мессенджер. Telegram решение оспорит, но апелляционная инстанция утвердит решение, и дальше произойдет блокировка», — прогнозирует юрист.
По мнению юриста «Роскомсвободы» Саркиса Дарбиняна, рассмотрение дела будет проходить быстрее, чем предусмотрено максимальными сроками, и мессенджер может быть заблокирован уже в конце мая — начале июня, «если есть административный ресурс и такая воля уже определена властями на высшем уровне».
Реакция властей
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле пользуются мессенджером Telegram и считают его очень удобным. «Будет очень жаль, если не будет найден консенсус. Пока, насколько мы понимаем, он не найден. Но закон есть закон, и если он не будет соблюден и будут приняты соответствующие меры, будем искать альтернативу, которая наилучшим образом будет отвечать нашим потребностям», — сказал Песков.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров призвал дождаться решения суда. В то же время он отметил, что сегодня стоит задуматься администрации тех мессенджеров, которые пока не подали сведений, чтобы их включили в реестр организаторов распространения информации. «Там гораздо более проблемная зона, я думаю, там предстоят тоже достаточно серьезные решения», — цитирует его «РИА Новости». По словам Никифорова, сведения не подали, например, WhatsApp, Viber и Facebook.
Николай Никифоров
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов считает, что иск приведет к отрезвлению владельца мессенджера Павла Дурова, цитирует его «РИА Новости»: «Я думаю, что блокировка возможна. Я все-таки надеюсь на здравый смысл владельца Telegram, надеюсь, что он все-таки примет правильное решение и будет выполнять действующее федеральное законодательство РФ». Свинцов считает, что Дуров отказывается сотрудничать с российскими властями для увеличения популярности мессенджера и привлечения новой аудитории. «За тот период, примерно год, что длится эта <...> перепалка в прессе, соцсетях, взаимные обвинения и уколки, за это время аудитория Telegram выросла кратно, насколько мне известно… И когда уже встанет жесткий вопрос ребром — либо блокирование, либо спасение бизнеса, — конечно, он пойдет на взаимодействие с Роскомнадзором и правоохранительными органами и даст все необходимые данные, чтобы федеральное законодательство соблюдалось», — рассуждает Свинцов.
3 апреля группа членов Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека подготовила заявление в защиту неприкосновенности частной переписки пользователей интернета. Авторы призвали Роскомнадзор воздержаться от блокирования Telegram, а ФСБ «изыскать иные способы законного доступа к переписке индивидуальных пользователей, угрожающих национальной безопасности, исключающие неограниченный и произвольный доступ к переписке всех пользователей этого и других мессенджеров».
Кто пострадает
Сервис не раскрывает число своих пользователей в отдельных странах. По данным Mediascope, аудитория Telegram в России в феврале составила 12,4 млн человек (декстоп, мобильная версия и все приложения). По данным компании Combot, занимающейся Telegram-маркетингом, в марте у него было примерно 15 млн активных (те, кто обращается к сервису минимум раз в месяц) пользователей из России. Сам Telegram в конце марта сообщил, что его аудитория по всему миру превысила 200 млн пользователей.
В случае блокировки мессенджера в России пострадают не только пользователи, но и бизнес, сформировавшийся в экосистеме Telegram. Так, сервис позволяет создавать каналы — своеобразные блоги, которые ведутся одним или несколькими авторами и собирают подписчиков (читателей). Согласно рейтингу «Медиалогии», в тройку популярных Telegram-каналов входят политические «Сталингулаг» (в среднем один пост просматривают 236 тыс. человек) и «Давыдов.Индекс» (143 тыс. просмотров одного поста), а также новостной MASH (142 тыс. просмотров).
Каналы, как правило, зарабатывают самостоятельно, за счет размещения рекламных постов. Telegram-каналы с 50–100 тыс. подписчиков могут зарабатывать от 500 тыс. руб. в месяц и выше, говорит основатель информационно-рекламного сервиса Combot Федор Скуратов. По его оценке, только за март объем рекламного рынка в Telegram в России составил около 80 млн руб. С такой оценкой согласен и автор Telegram-канала «Интернет-аналитика» Алексей Никушин.
Для сравнения: в декабре 2017 года сообщества во «ВКонтакте» заработали свыше 250 млн руб., что в два раза больше, чем за аналогичный период 2016-го. Всего на платформе «ВКонтакте» размещено около 10 тыс. сообществ, которые монетизируются. «На 100 крупнейших пабликов приходится менее 20% выручки: на площадке зарабатывают группы разного размера. Каждый из топ-30 пабликов в 2017 году заработал в среднем 6 млн руб., в 2016 году — чуть меньше 3 млн руб.», — рассказал РБК представитель соцсети.
«Хотя изначально платформа и не затачивалась под инструменты таргетированной рекламы, потенциал для ее размещения все же достаточно внушительный. Одно из главных преимуществ рекламы в Telegram — это достаточно быстрая отдача, по сути, уступающая лишь СМС. В среднем с момента публикации рекламного поста в канале до его прочтения около 90% пользователей проходит менее часа», — отмечает директор по продуктам агентства по диджитал-маркетингу iProspect Russia Михаил Цуприков.
По словам эксперта, Telegram остается «не самым распробованным каналом у российских рекламодателей», хотя им пользуется активная платежеспособная аудитория, 80% которой приходится на сегмент 18–35 лет. Он оценил объем рынка рекламы в Telegram ниже, чем другие эксперты, в 40–50 млн руб. в 2017 году.
По словам Скуратова, диджитал-агентства не видят весь рынок и не учитывают то, что идет мимо них.
Незаменимых нет
- Основатель Telegram Павел Дуров изначально позиционировал Telegram как «защищенный мессенджер». Приватность обеспечивается за счет сквозного (end-to-end) шифрования, которое присутствует в так называемых секретных чатах, — при таком способе компания не может прочитать сообщения пользователей, а все ключи для дешифровки хранятся на устройствах собеседников. Альтернативы: почти все популярные мессенджеры применяют подобное шифрование для всей переписки. Например, в WhatsApp и Viber все чаты и звонки по умолчанию шифруются end-to-end. Подобный способ шифрования применяется и в сервисе Signal, который экс-сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден рекомендовал как безопасный мессенджер.
- Еще одним преимуществом Telegram являются каналы, которые уже стали полноценным бизнесом и зачастую заменяют пользователям СМИ. Альтернативы: «Яндекс.Дзен», запущенный в прошлом году, позиционируется как платформа для авторов и брендов. На ней можно вести свой блог и получать деньги от размещения рекламы. Экосистема публичных каналов давно сформирована во «ВКонтакте». Только за декабрь 2017 года сообщества в соцсети заработали свыше 250 млн руб.
- Telegram также популярен в качестве корпоративного мессенджера благодаря тому, что в нем есть групповые чаты. Супергруппы позволяют вести переписки в чате с 100 тыс. человек. Альтернативы: один из самых известных мессенджеров, заточенных под корпоративные нужды, — Slack. Его преимущества — интеграция почти 100 сторонних сервисов вроде Dropbox, Google Docs, Twitter, возможность настроить боты. Аналогичные функции есть и во Flock. Свои сервисы для общения сотрудников развивает Facebook (Workplace), Microsoft (Teams, Kaizala).