Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В «Ленкоме» назвали имя нового главного режиссера Общество, 21:37
Суд арестовал помощника главы МВД по делу о злоупотреблении полномочиями Общество, 21:16
Продажа статуса: как монетизировать желание водителей выделиться Партнерский проект, 21:16
В России вынесли первый приговор за продажу читов для World of Tanks Технологии и медиа, 21:15
Зеленский заявил, что больше не ожидает поставок авиации Украине Политика, 20:58
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:51
Канделаки назвала Кубок лиги «мертворожденной идеей» Спорт, 20:46
Какие практики помогают «отключиться» от мира, чтобы узнать себя РБК и ГАЛС, 20:45
Хакеры украли $670 млн в криптовалюте за 2 квартал 2022 года Крипто, 20:29
Путин и Пашинян обсудили реализацию договоренностей о будущем Карабаха Политика, 20:15
Bloomberg узнал возможные предельные цены на российскую нефть Политика, 20:13
«Боруссия» купила у «Аякса» рекордсмена Лиги чемпионов Спорт, 20:12
Знакомьтесь, «Альфа»: почему это поколение психически самое устойчивое Совместный проект, 20:09
Начальник ГРУ Белоруссии заявил о подготовке Запада к войне против России Политика, 20:00
Технологии и медиа ,  

Сбербанк запустил сервис постановки диагноза с помощью нейросетей

Эксперты опасаются, что он может увеличить число занимающихся самолечением
Сбербанк запустил сервис, в котором состояние пациента по описанным симптомам определяет искусственный интеллект. Цифровая медицина — перспективное направление, но эксперты пока видят очень много рисков в «лечении» нейросетями
Сбербанк SBER ₽264,06 +1,25% Купить
Фото: Алексей Зотов / ТАСС
Фото: Алексей Зотов / ТАСС

Входящие в группу Сбербанка компании — «СберЗдоровье», «СберМед ИИ» и «Лаборатория по искусственному интеллекту» — запустили онлайн-сервис по определению вероятного диагноза с помощью искусственного интеллекта. Об этом РБК сообщил представитель «СберЗдоровья».

Для получения консультации пользователь должен в свободной форме перечислить в сервисе симптомы, после чего система выделит три наиболее вероятных причины недомогания. По словам представителя «СберЗдоровья», точность распознавания варьируется от 75 до 91% в зависимости от причины болезни: чем подробнее дана информация о симптомах, тем выше шанс постановки вероятного диагноза. Чтобы обучить нейросеть, разработчики загрузили в нее более 4 млн установленных диагнозов в обезличенном виде. В «памяти» системы 265 различных диагнозов, что охватывает 95% всех возможных случаев диагнозов россиян при первом обращении в больницы, рассказывает представитель сервиса. Собеседник РБК подчеркивает, что в мире работает множество сервисов по проверке симптомов, но решение в них основано на мнении нескольких врачей, тогда как сервис Сбербанка работает исключительно на основе машинного обучения и опирается на экспертизу сотен тысяч врачей.

Хасис назвал цель Сбербанка по доходам от небанковских продуктов
Финансы
Лев Хасис

Для пользователей услуга будет бесплатной. Как пояснил представитель «СберЗдоровья», сервис является инструментом, который поможет людям понять, нужно ли им обращаться к врачу. После того как пациент получит вероятные диагнозы, система предложит ему проконсультироваться с доктором удаленно (телемедицина) или записаться на прием в клинику через «СберЗдоровье».

В ближайшее время в сервис планируют добавить возможность оценить по симптомам возможность заражения коронавирусом. Если пользователь введет описание состояния, характерное для этого заболевания, система дополнительно предупредит о подозрении на него и предложит обратиться в клинику, сдать ПЦР-тест или вызвать скорую помощь.

Зачем Сбербанку сервис и способен ли искусственный интеллект ставить точные диагнозы, разбирался РБК.

Почему Сбербанк развивает цифровую медицину

Pro
Фото: Shutterstock «Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права
Pro
Фото: Unsplash Палеодиета. Ешьте то, что предназначено природой, чтобы снизить вес и укрепить здоровье
Pro
Чарльз Кох Лоббизм на $115 млрд: как братья Кох строили свою нефтяную империю
Pro
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images Чем мозг лидера отличается от мозга подчиненного
Pro
Фото: Shutterstock «На дне». Какие российские активы способны на рост несмотря на санкции
Pro
Цифровой менеджер: какими качествами должен обладать управленец XXI века
Pro
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск
Pro
Фото: insta_photos / Shutterstock Эдуардо Понтуал Рибейро — РБК Pro: «Маркетплейсы могут вредить прогрессу»

Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис ранее назвал здравоохранение одним из существенных направлений развития экосистемы группы. По его словам, рынок цифровой медицины к 2023 году может вырасти в пять раз и составит около 500 млрд руб. Амбиции Сбербанка — к концу этого срока занять лидирующие позиции в цифровом здравоохранении на базе технологий искусственного интеллекта. В целом на нефинансовые сервисы должно приходиться не менее 5% выручки группы, а к 2030 году — 20–30%.

Минздрав рекомендовал лечить COVID-19 на дому с помощью телемедицины
Общество
Фото:Гавриил Григоров / ТАСС

Правда, на сайте самого сервиса указано, что консультация не является медицинской услугой, а предоставляемая информация «носит исключительно информационный и вероятностный характер». По российскому законодательству врачи имеют право ставить диагноз и назначать лечение только после очного приема. Участники рынка неоднократно призывали власти снять этот барьер для развития телемедицины, однако в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий врачей правом ставить диагноз и назначать лечение дистанционно только в случае чрезвычайных ситуаций, но и он до сих пор не принят.

Как пояснил исполнительный директор «Лаборатории по искусственному интеллекту» Сбербанка Владимир Кох, их сервис предназначен, чтобы люди могли получить как можно больше информации о состоянии их здоровья до посещения поликлиники, а специалисты — максимально точное второе мнение, которое облегчит постановку диагноза и снизит нагрузку на врачей.

Какие риски увидели конкуренты

Гендиректор телемедицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов назвал внедрение искусственного интеллекта для постановки диагноза правильной идеей, но он считает, что с этой информацией должны работать врачи, а не пациенты. «Если пациент скажет врачу, что ему поставил диагноз искусственный интеллект, могу догадаться, в какое отделение этот врач направит пациента на лечение», — иронизирует собеседник РБК. По его словам, сервис «Доктор рядом» также использует технологию искусственного интеллекта, но для того чтобы обработать жалобы пациента, структурировать их и передать врачу.

Телемедицинский сервис «Яндекса» и Baring объединится с «Доктор рядом»
Технологии и медиа
Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

Ирина Каргальская, руководитель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов, считает, что сервис может усугубить ситуацию с самолечением. «Сейчас 70% россиян занимаются поиском информации о лечении в интернете. В сервисе может быть указано, что это лишь рекомендация, которая носит информативный характер, но некоторые люди будут удовлетворены ответом и займутся самолечением. При этом никакой ответственности у сервиса не будет», — указала она. Кроме того, часто люди, перечисляя жалобы, опираются на субъективные ощущения и эмоции, которые не всегда можно передать словами, отметила Каргальская.

По словам гендиректора «Мобильных медицинских технологий» (бренд «Онлайн Доктор») Дениса Юдчица, несколько лет назад компания пыталась внедрить искусственный интеллект для обработки опросников пациентов, формирования предварительного диагноза, который затем передавался врачу. Но в итоге от сервиса пришлось отказаться, потому что многие просто не заполняли опросник до конца. «Также оказалось, что врач быстрее осматривает пациента, чем сам пациент заполняет опросник, который потом, вероятно, придется заново переделывать с врачом», — рассказал Юдчиц.

Гендиректор компании «Третье Мнение» Анна Мещерякова назвала задачу улучшения качества медицинских данных интересной и перспективной. Аналитикой на базе медицинских карт занимаются многие компании, но «отрасль знает массу примеров, когда алгоритмы в условиях собственной лаборатории показывали высокие результаты, а на незнакомых клинических данных картина была совсем иной». Например, алгоритмы Google Health в лабораторных условиях с точностью выше 90% определяли заболевание, связанное с диабетом, но в больнице отклонили более 20% таких анализов из-за низкого качества исходных данных, рассказала она.

Авторы