Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Оператор «Платона» стал претендентом на обслуживание всех дорожных камер

В прошлом году благодаря устройствам фото- и видеофиксации было выписано штрафов на ₽50,3 млрд
Оператор системы «Платон» — СП «Ростеха» и Игоря Ротенберга — может получить статус единственного исполнителя работ на дорожной сети камер фиксации нарушений ПДД. За этот проект с ним конкурирует еще одна структура «Ростеха»
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), которой владеют сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг и госкорпорация «Ростех», может стать единственным исполнителем работ по установке и обслуживанию на российских дорогах камер фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД). Такое предложение заместитель министра транспорта Алексей Семенов в конце июня направил вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему сферу транспорта (копия письма есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник в правительстве).

РТИТС является оператором работающей с 2015 года системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон». В своем письме замминистра транспорта подчеркивает, что «Платон» имеет «разветвленную телекоммуникационную, навигационно-информационную и придорожную инфраструктуру, необходимую для создания эффективной системы по выявлению и фиксации нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения».

На момент публикации материала представители Максима Акимова и Минтранса не ответили на запросы РБК.

Что представляет собой рынок фиксации нарушений ПДД и кто еще на него претендует — в материале РБК.

Насколько велик штрафной рынок

В 2018 году на автомобильных дорогах России было установлено 15,3 тыс. комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, в том числе 1,1 тыс. камер на дорогах федерального значения, говорится в справочной информации Минтранса, приложенной к письму Семенова.

В том же году ГИБДД России вынесла штрафов за нарушения ПДД на 113,7 млрд руб., а количество зафиксированных нарушений ПДД составило 131,3 млн, сообщала Госавтоинспекция. При этом сумма штрафов за нарушения, зафиксированные камерами на дорогах, составила 50,3 млрд руб.

Большая часть фиксирующего нарушения оборудования установлена в рамках государственно-частного партнерства или инвестиционных соглашений с частными инвесторами. Так, в Московской, Рязанской, Курганской и других областях власти заключили с частными компаниями концессионные соглашения и госконтракты на установку и обслуживание камер, в рамках которых вложенные бизнесом в инфраструктуру средства возвращаются за счет получения фиксированной суммы с каждого оплаченного штрафа. Инвесторами в разных регионах выступают «Ростелеком», «МВС Групп», «Ситроникс» и другие компании.

При этом вице-премьер Акимов в апреле 2019 года поручил Генпрокуратуре проверить законность существующей схемы концессий и высказывал мнение, что «сейчас видеокамеры на дорогах — это скорее средство коммерциализации, а не фиксации нарушений».

В мае президент России Владимир Путин дал премьер-министру Дмитрию Медведеву поручение определить единственного исполнителя работ по установке и обслуживанию на дорогах камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на срок до конца июня 2021 года (копия поручения есть у РБК). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев.

Кто еще претендует на контракт

В середине июня глава Минкомсвязи Николай Носков направил главам регионов правительственную телеграмму, в которой говорилось, что единственным исполнителем работ, связанных с применением комплексов фиксации нарушений ПДД, планируется назначить ООО «ГЛОНАСС БДД» — дочернюю компанию «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС» (суммарно контролируют 64%).

Однако Семенов в письме вице-премьеру Акимову отмечает, что назначение единственным исполнителем РТИТС более целесообразно, так как у компании не только разветвленная телекоммуникационная инфраструктура, но и значительные мощности в дата-центрах и опыт обеспечения защиты данных. «Минтранс информирует, что в дорожном хозяйстве России не существует систем, сравнимых с системой «Платон» по мощности и территориальному охвату стационарной контрольной инфраструктурой», — говорится в документе.

При этом в планах у структур РТИТС есть еще ряд проектов, связанных с транспортной инфраструктурой. Так, в конце марта Минтранс утвердил «дорожную карту», согласно которой на дорогах планируется построить новую сеть связи — LPWAN, которая нужна для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей (IoT), с ее помощью можно собирать данные с датчиков, счетчиков, сенсоров и передавать их для обработки. По словам источников РБК, Минтранс предлагает сделать исполнителем данного проекта ГЛОНАСС-ТМ — совместное предприятие РТИТС и АО «ГЛОНАСС».

Представитель РТИТС заявил РБК, что они не подавали заявку и не получали предложения о реализации проекта по установке и эксплуатации фото- и видеокамер фиксации нарушений ПДД. «При этом с технической точки зрения возможно и логично использовать действующую цифровую инфраструктуру системы «Платон», которая является госсобственностью, для выполнения таких важнейших задач, как повышение безопасности дорожного движения», — отметил он.

Против выбора любой компании единственным поставщиком услуг по данному направлению публично высказывались «Ростелеком» и «МВС Групп». По словам представителя «Ростелекома» Валерия Костарева, такое решение «поставит под вопрос существование целого рынка, который развивался много лет».

В то же время во власти циркулирует идея сделать систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД полностью государственной. Так, в понедельник, 1 июля, депутаты Думы от партии ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и другие внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект, которым предлагается сделать все камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД собственностью Российской Федерации. В пояснительной записке к нему отмечено, что так как эксплуатация частных камер видеофиксации осуществляется на возмездной основе в зависимости от количества выписанных штрафов, компании «крайне заинтересованы в увеличении количества выявленных административных правонарушений».

«Многие недобросовестные владельцы [камер] в целях увеличения количества выявленных административных правонарушений некорректно устанавливают камеры видеофиксации по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права собственников транспортных средств», — отмечено в пояснительной записке.

Как правильнее определить единственного исполнителя

«Бизнес-модель на рынке камер фото- и видеофиксации вполне понятна: оператор закупает и устанавливает камеры, а доход получает за счет процента от оплаченных штрафов. С одной стороны — это обычная коммерческая деятельность, с другой — на операторах лежит социальная ответственность. Не секрет, что со стороны автомобилистов идет много жалоб на качество работы камер. Поэтому вариант, при котором эта деятельность будет контролироваться государством, вполне логичен», — говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

По его мнению, РТИТС способна обеспечить обслуживание всех дорожных камер, так как уже обладает развитой инфраструктурой и необходимыми компетенциями. Однако Бурмистров считает, что экономически выгодно было бы не назначать единого оператора, а выбрать его с помощью конкурса, на который смогут подать заявки несколько квалифицированных исполнителей. К таким Бурмистров относит компанию ЦРПТ (отвечает за маркировку товаров), Сбербанк и др. «Единый оператор дорожных камер должен в первую очередь эффективно работать с большими данными», — уверен эксперт.

«В целом у этого рынка огромный потенциал: в ближайшие годы количество уличных камер должно вырасти в разы. И речь не только о дорожной инфраструктуре, но и о городском видеонаблюдении, которое в перспективе также может перейти единому оператору», — заключает Бурмистров.

Тариф «Платон» повысили впервые с весны 2018 года
Общество

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Закрытый с февраля 2022 года аэропорт Элисты откроют для полетов Общество, 09:16
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 09:12
На Украине арестовали министра агрополитики за махинации с землей Политика, 09:10
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть Pro, 09:03
Какими будут новые Samsung Galaxy Z Fold 6 и Galaxy Z Flip 6 Life, 09:00
«Дочка» «Газпрома» подала три иска к европейским компаниям Бизнес, 08:55
В Британии «смахнули пыль» с плана на случай смерти Карла III Политика, 08:46
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Более 5,1 тыс. человек эвакуировали из-за паводка в Тюменской области Общество, 08:38
Почему зумеры могут стать самым богатым поколением — The Economist Pro, 08:27
Более тысячи пассажиров застряли в аэропорту Норильска из-за тумана Общество, 08:17
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным Pro, 08:07
В Северной Корее прошли испытания новой системы РСЗО Политика, 08:03
ФНС решила обанкротить развивавшуюся ранее «Билайном» сеть «Ноу-хау» Технологии и медиа, 08:01
Аршавин оценил дерби «Спартака» против ЦСКА Спорт, 08:00