Смольный бросил тень на сделку по продаже петербургского завода GM
Петербургское правительство не будет подписывать соглашение с белорусским автоконцерном «Юнисон» о перезапуске петербургского завода General Motors. Об этом «Фонтанке» сообщил вице-губернатор Петербурга Евгений Елин в кулуарах конференции «Производственный бизнес как ключевая сфера экономики Петербурга».
По словам чиновника, во-первых, компания так и не закрыла сделку с американским владельцем площадки; а, во-вторых, не ясна экономическая модель нового инвестора. Елин добавил, Смольному известно об интересе к заводу GM других игроков.
Неясная перспектива
General Motors объявила об уходе из России в марте 2015 года, после 20 лет присутствия на рынке. Только в локальные производственные мощности компания инвестировала более $450 млн. Предприятие производило Chevrolet Cruze и Opel Astra, а также вело крупноузловую сборку Chevrolet Trailblazer, Chevrolet Tahoe, Chevrolet Captiva и нескольких моделей Cadillac. В 2015 году планировалось расширить мощности предприятия с 98 до 230 тыс. машин, а к 2018 году — достичь локализации производства в 60%. Решение уйти было принято, чтобы оградить GM от значительных затрат на рынке с неясной долгосрочной перспективой, объяснял президент Ден Амманн.
В 2016 года в СМИ появилась информация о возможной покупке завода белорусской компанией «Юнисон». В октябре 2018 года сообщалось о достигнутой договоренности между General Motors и «Юнисоном» по продаже законсервированного предприятия. Уже в январе 2019 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство белорусского автопроизводителя о покупке актива.
Предполагалось, что соглашение о реализации проекта будет подписано на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) 8–10 июня. Перезапуск завода должен был произойти в первой половине 2019 года.
«Исключение делать не будем»
Однако, как сообщил журналистам вице-губернатор Евгений Елин, на сегодняшний день Смольный не готов публично поддержать инвестора. Помимо незакрытой сделки с владельцем площадки, у него нет договоренности с Минпромторгом о заключении специального инвестиционного контракта (СПИК). «Без СПИКа неясна экономическая модель», — сказал он.
При этом чиновник отметил: «Ниша дешевых китайских моделей, которые они собрались производить, — очень конкурентный рынок». А значит, без субсидий на ввоз комплектующих они не смогут ничего продать. Права на такие льготы дает Минпромторг, но в обмен на инвестиции в локализацию производства. Именно эти обязательства являются предметом специнвестконтрактов. Послабление для новичка маловероятно, отметил вице-губернатор. «Исключения мы делать не будем. Если вы хотите кусок рынка, то не колеса прикручивайте, а делаете технологические процессы. На таких условиях хотим видеть [инвестора]», — цитирует издание Елина. Такие процессы потребовали бы дополнительных инвестиций — 50–60 млн долл. (примерно столько же, сколько компании пришлось бы потратить на покупку самого завода).
По данным СМИ, «Юнисон» ведет переговоры с министерством, но об их результатах пока ничего неизвестны. РБК Петербург направил запрос в пресс-службу компании.