«Метрострой»: Смольный не осознает последствий расторжения контрактов
Правительство Петербурга расторгает контракты на строительство объектов метрополитена с ОАО «Метрострой». «Причиной расторжения стало грубое неисполнение со стороны генеральной подрядной организации условий государственных контрактов и некачественное планирование выполнения производственных программ, что привело не только к срывам сроков строительства новых станций метрополитена, но и к неоднократным задержкам выплат заработной платы, социальной напряженности среди рабочих», — говорится в сообщении пресс-службы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
В «Метрострое» в ответ сообщили, что «данные действия продиктованы некомпетентностью заказчика». В компании уверены, что чиновники не осознают всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов — в том числе в вопросах безопасности.
«Сложно и болезненно»
В релизе говорится, что, «учитывая колоссальный опыт и многолетнюю деятельность ОАО «Метрострой», для комитета принятое решение было чрезвычайно сложным и болезненным». «Однако глубокий анализ текущего экономического состояния ОАО «Метрострой» показал, что компания не справится с исполнением заключенных госконтрактов даже при условии потенциальной докапитализации. Кроме того, ни одно кредитное учреждение не взяло на себя обязательств предоставить ОАО «Метрострой» дополнительные банковские гарантии и кредиты», — отмечают в комитете.
Чиновники напомнили, что проблемы у подрядчика начались при строительстве участка Невско-Василеостровской линии метро — объект был введен в эксплуатацию с задержкой в 3,5 месяца от сроков госконтракта. В комитете говорят, что в отношении исполнения контракта по строительству участка Фрунзенско-Приморской линии метро ОАО «также систематически не выполняло план строительно-монтажных работ». Следствием этого стал повторный срыв сроков возведения объекта. Отставание выполнения работ от графика на объекте составляет больше полугода.
«Особые опасения вызывает несвоевременная выплата заработной платы работникам субподрядных организаций, что приводит к росту социальной напряженности, рискам потери квалифицированных рабочих кадров в сфере метростроения», — заявляет комитет.
Чиновники говорят, что будет решаться вопрос привлечения альтернативных подрядных организаций для выполнения строительно-монтажных работ в области метростроения.
Опасная ситуация
В пресс-службе ОАО «Метрострой» сообщили РБК Петербург, что «данные действия продиктованы некомпетентностью заказчика, который сделал все для того чтобы завести ситуацию в тупик». «А именно, невыполнение заказчиком своих обязательств на протяжении нескольких лет по всем контрактам: намеренное затягивание приемки и оплаты выполненных работ, применение в одностороннем порядке понижающих коэффициентов практически по всем строкам смет действующих контрактов, непредоставление площадок под строительство и рабочей проектно-сметной документации, без которой невозможно осуществление сдачи выполненных работ и многое другое. ОАО «Метрострой» не раз указывал на эти нарушения заказчику, но в ответ получал претензии и иски в суд, где обвинялся он сам. Данные действия указывают на субъективную позицию КРТИ и ДТС (Дирекции транспортного строительства — ред.) с целью переложить ответственность на генподрядчика», — заявили в компании. «ОАО «Метрострой» в ответ также вынужден был обратиться за защитой своих интересов, и интересов основного заказчика строительства — потенциальных пассажиров метрополитена — в суд», — сообщили в компании.
«Заказчик в лице Дирекции транспортного строительства и комитета по развитию транспортной инфраструктуры не осознает всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов. В частности, нависнет угроза безопасности уже существующих подземных выработок и сооружений, расположенных на поверхности в зоне ведения подземных работ. Даже однодневный простой выработки без соответствующего содержания может привести к аварийной ситуации. Халатное отношение должностных лиц заказчика может привести к техногенной катастрофе и не понимать этого — недопустимо», — добавили в «Метрострое». Компания оставляет за собой право оспорить решение КРТИ и ДТС и привлечь к разрешению ситуации независимых экспертов.
Взаимные долги
Ранее, напомним, пресс-служба ОАО «Метрострой», комментируя свои финансовые проблемы (в том числе иск о банкротстве со стороны Налоговой службы), отмечала, что «реальным выходом из создавшегося положения была бы оплата уже выполненных «Метростроем» работ по всем линиям метрополитена». «Сейчас у города есть задолженность перед ОАО «Метрострой» за уже выполненные и сданные работы. Ее погашение позволит снять все финансовые трудности компании, а своевременная оплата в дальнейшем — обеспечить эффективную деятельность всех подразделений организации», — пояснили в компании.
Между тем, администрация Петербурга заявляет, что долгов перед «Метростроем» у нее нет. «Информация, рассылаемая ОАО «Метрострой» о том, что у города есть задолженность перед подрядной организацией за уже выполненные и сданные работы, не соответствует действительности», — сообщили РБК Петербург в комитете по развитию транспортной инфраструктуры Смольного.
«Вдохнуть новую жизнь»
В начале ноября РБК Петербург сообщал о том, что в Смольном рассматривают возможность докапитализировать ОАО «Метрострой» на 1,5 млрд руб. Таким образом город может довести свою долю в компании до 100%. Занимавший тогда пост вице-губернатора Петербурга Игорь Албин, комментируя эти планы, говорил, что город хочет «вдохнуть новую жизнь в компанию», усилить кадровый потенциал и контроль города над метростроителями. Председатель совета директоров компании Александр Петров, в свою очередь, напомнил РБК Петербург, что по закону решение о проведении эмиссии может быть принято только общим собранием акционеров. «Сегодня в составе акционеров «Метростроя» присутствует не только город, но и еще 2225 акционеров — физических лиц, мнение которых обязаны учитывать», — отметил он.
Позже Албин вообще заявил, что монополия компании ОАО «Метрострой» в сфере петербургского метростроения «будет разрушена». Чиновник предрек появление конкурентного рынка уже в начале 2019 года. «Есть несколько потенциальных партнеров, с которыми город ведет переговоры. «Метрострой» продолжит работу на городских объектах, но в конкурентной среде», — говорил чиновник.
Тогда же стало известно, что Смольный планирует начать поиск нового подрядчика, который закончит строительство новых станций метро Фрунзенского радиуса. В «Метрострое» выступили против, напомнив, что исполнение контракта на строительство Фрунзенского радиуса с самого начала шло с существенными нарушениями со стороны заказчика.