«Коммерсантъ» узнал о закрытии уголовного дела против Тесака
Мытищинский городской суд Московской области по просьбе родственников прекратил уголовное преследование националиста Максима Марцинкевича (Тесак), сообщает «Коммерсантъ».
По данным газеты, ходатайство о прекращении дела, которое было удовлетворено, подал отец Марцинкевича. В своем заявлении он согласился с формулировкой о прекращении уголовного преследования в связи со смертью сына. По закону подобная мотивировка служит нереабилитирующим обстоятельством. Ранее родственники Тесака категорически отказывались от подобного варианта.
Как пояснил «Коммерсанту» адвокат Алексей Михальчик, представляющий интересы семьи националиста, хотя следствие неоднократно предлагало родственникам прекратить дело, их нынешний выбор не связан с этими предложениями. Защитник отметил, что после того, как подмосковный суд в конце прошлого года отклонил ходатайство родственников о том, чтобы дело в отношении Тесака рассматривалось посмертно с участием присяжных, его доверители «утратили интерес к процессу». Родственники в первую очередь были заинтересованы «выяснить в суде обстоятельства гибели Максима, но при проведении процесса одним судьей это полностью исключалось», подчеркнул Михальчик.
Марцинкевич был основателем националистической организации «Формат-18» (признана экстремистской и запрещена в России). В рамках последней он организовал проект «Оккупай педофиляй», участники которого выискивали педофилов и устраивали показательные издевательства над ними, записывая это на видео. В августе 2014-го Тесака приговорили к пяти годам лишения свободы за разжигание национальной и религиозной розни, а в 2018-м дали еще десять лет колонии строгого режима за нападение на людей.
В сентябре 2020 года тело Марцинкевича нашли в одной из одиночных камер следственного изолятора № 3 в Челябинске. Там заключенный находился перед отправкой в Москву, где должен был давать показания. По версии следствия, Марцинкевич покончил с собой, оставив «несколько предсмертных записок». В одной из них, опубликованной телеграм-каналом Mash, говорилось, что Марцинкевич просит прощения у администрации СИЗО за доставленные неудобства и просит передать часть личных вещей жене. Адвокат заключенного Иван Северович говорил, что тот заявил в предсмертной записке об отсутствии претензий к администрации СИЗО.
В декабре 2020 года стало известно еще об одной предсмертной записке Марцинкевича. Тот указывал, что убийств, в которых ранее признался, не совершал, оговорив в показаниях себя и других лиц.