СК научился распознавать на видео скрытые под маской лица
Криминалисты Следственного комитета могут по видеозаписям установить личности преступников, даже если их лица скрыты под маской. Об этом говорится в выпуске программы «Чудеса криминалистики» на YouTube-канале СК.
Как отмечает ведомство, криминалисты и эксперты с помощью технических средств могут зафиксировать следы преступления, которые «неосязаемы и не видны человеческому взору».
В комментарии к видеоролику говорится, что следователи способны распознать параметры подозреваемого, скрытое лицо, выявить уничтоженные в цифровом пространстве следы, а также «отыскать тщательным образом скрытое». Преступнику не удастся целиком и полностью уничтожить все свои следы на месте происшествия, добавляет СК.
В качестве примера в передаче приведено дело об убийстве предпринимателя из Тамбова. Камеры видеонаблюдения зафиксировали подозреваемого, но качество записи не позволило идентифицировать его, поскольку его лицо было скрыто маской. Кроме того, на нем были перчатки и объемная одежда, скрывающая фигуру.
Следователь назначил видеотехническую экспертизу, которая в совокупности с другими экспертизами «с точностью до сантиметра» определила параметры преступника, лицо, телосложение и цвет одежды. Как рассказал в программе следователь управления СК по Тамбовской области, обвиняемому пришлось признаться в преступлении «под натиском собранных доказательств».
В ролике также отмечается, что криминалисты для установления личности преступника используют технологию наложения 3D-модели лица на размытые снимки подозреваемого.
«У нас в криминалистике есть такое понятие, как фотопортрет. Мы по методике определяем точки лица человека, которые практически не изменяются в течение всей его жизни, — это твердая материя в виде черепа. У нас есть компьютерные программы, которые могут зафиксировать человека, если нужно, поставить его на учет, и потом уже в дальнейшем использовать для распознавания его лица в аэропортах, на вокзалах и так далее», — пояснил РБК профессор криминалистики Анатолий Кустов.
«Любые маски всегда в основном лицо обтягивают, то есть не затрагивают точки черепа человека. По этим признакам можно определить. Речь о форме черепа и остальных признаках, которые носят постоянный характер: узость глаза, конечные кромки губ, характер носа [то, что обычно не скрывает маска]. Эти точки постоянные, даже если накладываете резиновые или марлевые маски. К тому же тонкая материя просвечивается, программа способна убирать ткань. Только лишь алюминиевые маски осложняют [процесс опознания], но такую маску трудно надевать. Так мы можем определить узкий круг подозреваемых», — подчеркнул эксперт.
При этом Кустов отметил, что эффективность такого распознавания не очень высокая, «в районе 60–70%». «Поскольку в маски иногда добавляют твердые элементы, которые немного искажают картину, [это может снизить] на 10–15%», — добавил он.
В мае текущего года мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что в столице будет создана крупная система распознавания лиц, объединяющая более 200 тыс. видеокамер. В начале сентября стало известно, что мэрия решила использовать систему видеонаблюдения на всех проходящих в столице массовых мероприятиях.