ЕС решил полностью запретить газ из России
Полный запрет на поставки сжиженного природного газа (СПГ) из России в Евросоюз будет введен с начала 2027 года. Также будут запрещены поставки трубопроводного газа из России — с 30 сентября 2027 года. Об этом говорится в заявлении Совета ЕС.
В эти сроки закончится действие переходного периода для действующих контрактов. В целом запрет на поставки СПГ и трубопроводного газа из России в ЕС начнет действовать через шесть недель после вступления постановления в силу. Это произойдет на следующий день после публикации документа в журнале ЕС.
«Это постановление является ключевой вехой в достижении цели REPowerEU по прекращению зависимости ЕС от российских энергоносителей», — сказано в пресс-релизе.
Страны — члены блока должны будут проверять, где произведен газ, перед разрешением поставки.
За нарушение запрета предусмотрены штрафы:
- для физических лиц максимальная ставка составит не менее €2,5 млн;
- для компаний — не менее €40 млн, или не менее 3,5% от общего годового оборота, или не менее 300% от предполагаемого оборота по сделке.
При этом в случае объявления чрезвычайной ситуации и серьезной угрозы безопасности поставок в одной или нескольких странах ЕС Еврокомиссия может приостановить запрет на импорт российского газа на срок до четырех недель.
К 1 марта страны ЕС должны подготовить планы по диверсификации импорта газа и определить потенциальные проблемы при замене поставок из России. Для этого европейские компании должны уведомить правительства стран и Еврокомиссию о любых оставшихся контрактах на поставки газа из России.
Также планы диверсификации поставок должны подготовить государства ЕС, которые продолжают импортировать российскую нефть. Как говорится в заявлении Совета ЕС, Еврокомиссия планирует представить постановление о поэтапном прекращении импорта российской нефти к концу 2027 года.
Решение Евросоюза о поэтапном отказе от российского газа к 2027 году является негативной, но предсказуемой новостью для российского газового рынка, заявил в эфире Радио РБК эксперт нефтегазового рынка Дмитрий Лютягин. По его словам, основная надежда для экспорта сейчас связана с турецкими партнерами, которые покупают российский газ и перепродают его в Европу через собственные механизмы.
«Вот эта схема пока еще остается рабочей. Я полагаю, что следующие какие-либо, там, инновации или санкционные, грубо говоря, вопросы могут касаться именно этого направления. Но пока оно защищается именно теми отношениями, которые есть у России и Турции, и той выгодой, которую турецкая сторона получает при работе с российским газом», — отметил Лютягин.
Срок введения запрета эксперт объяснил планами Катара, который занимает третье место по поставкам в Европу, по удвоению мощностей по добыче сжиженного природного газа к 2027 году. Он также добавил, что Европа продолжит наращивать закупки СПГ у США несмотря на то, что Штаты «ломают их всевозможным образом».
О том, что Европа переключится на американский СПГ, в эфире Радио РБК заявил также директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. По его словам, для России это существенная проблема — прежде всего для завода «Ямал-СПГ», который до сих пор на 75% зависит от европейского рынка. «Нужно будет перенаправить объемы в Китай, может быть, искать какие-то новые рынки в Южной и Восточной Азии», — добавил Белогорьев.
С конца 2022 года в Евросоюзе действует потолок цен на российскую нефть. Импорт топлива выше этой стоимости запрещен. В 2022 году была установлена предельная цена $60 за баррель. В сентябре прошлого года потолок снизили до $47,6, а с 1 февраля он будет составлять $44,1.
В ответ Москва запретила экспорт нефти и нефтепродуктов по контрактам, условия которых следуют потолку нефтяных цен. В последний раз запрет продлили до 30 июня 2026 года.
Венгрия и Словакия продолжают импортировать нефть и газ из России. Страны планировали обратиться в Европейский суд с требованием аннулировать план отказа от российских нефти и газа, а также приостановить действие постановления на период судебного разбирательства. Обе страны проголосовали против принятия постановления на заседании Совета ЕС. Болгария воздержалась, остальные страны поддержали принятие документа.
РБК направил запросы в министерства экономики Венгрии и Словакии, в Еврокомиссию, а также пресс-службу «Газпрома».
Читайте РБК в Telegram.