Евросоюз усложнит процедуру обжалования санкций против России
Серия судебных процессов, в результате которых попавшие под санкции ЕС компании и физические лица оспорили правомерность замораживания активов и запрета на въезд в страны ЕС, подтолкнула еврочиновников к пересмотру процедуры предоставления доказательств в суды по этим делам. Как пишет The Wall Street Journal, в ряде случаев санкции были отменены судами из-за того, что некоторые государства Евросоюза отказывались предоставлять доказательства вины истцов, поскольку дело касалось конфиденциальной разведывательной информации. В соответствии с новым порядком, который может быть принят уже в феврале, адвокаты подпавших под санкции лиц и компаний будут лишены права знакомства с секретными документами, доказывающими правомерность наложения санкционных ограничений.
Согласно этим предложениям, конфиденциальная информация будет на время предоставляться только судьям для ознакомления. Если судьи посчитают, что предоставленные секретные материалы не содержат доказательств вины или убедятся в отсутствии веских оснований для сохранения их в тайне, то ЕС может либо отозвать эти материалы, либо разрешить их огласку и использование в судебном процессе.
Как рассказали изданию четыре дипломата ЕС, имен которых WSJ не приводит, новые правила уже готовы и по первоначальным планам их должны были утвердить 27 января. Однако по просьбе Великобритании, которая попросила дополнительное время на изучение этих предложений, окончательное решение будет принято в следующем месяце.
Издание также отмечает, что новые правила могут встретить серьезное противодействие в Европе, особенно в таких странах, как Германия. Адвокаты и правозащитники уже предупредили, что любая попытка скрыть доказательства от людей, оспаривающих санкции, увеличивает шансы на победу представителей европейской бюрократии. Санкционные меры, подчеркивают авторы статьи, касаются в первую очередь юридических и физических лиц из Сирии, Ирана и России.
14-й санкционный пакет против Сирии ЕС единогласно принял 24 апреля 2012 года. Санкции приняты в связи с «серьезными нарушениями прав человека» и касаются как поставок техники двойного назначения, которая «может быть использована для внутренних репрессий», предметов роскоши, так и действующих чиновников и госструктур страны. В черный список попали президент страны, члены правительства, чиновники, военные и бизнесмены. Кроме того, ЕС заморозил активы более 50 сирийских государственных структур, включая Центробанк Сирии.
Санкции против Ирана были введены в связи с подозрением, что целью ядерной программы страны может быть создание оружия массового поражения. Однако в начале 2014 года были приняты решения об ослаблении запретов в связи с прекращением Тегераном обогащения урана выше 20%-го уровня. Вслед за Евросоюзом и американское правительство объявило о частичном снятии санкций с Ирана. В частности, были сняты некоторые ограничения в торговле нефтехимией и драгоценными металлами, а также облегчается страхование нефтяных поставок.
Первые санкции Евросоюза против России были приняты после присоединения Крыма в марте 2014 года. Поначалу они носили индивидуальный характер, однако с июля 2014 года ЕС начал вводить так называемые секторальные санкции в отношении России, которые были направлены в первую очередь против финансового и нефтегазового секторов российской экономики.