Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Звезда НХЛ стал жертвой вооруженного ограбления Спорт, 08:38
«Коммерсантъ» узнал об удешевлении нацпроекта по развитию электроники Политика, 08:38
Компания приказала долго жить. Как правильно расстаться с сотрудниками Pro, 08:35
Бизнес увидел риски злоупотреблений в законопроекте о внешнем управлении Экономика, 08:30
Крупнейшие банки Японии потеряли более $2,7 млрд из-за санкций Бизнес, 08:26
Ови обновился. Чем удивил Овечкин в нынешнем сезоне НХЛ Спорт, 08:00
Выдачи ипотеки в России в апреле рухнули в четыре раза Финансы, 08:00
Лещенко оформил ИИН в Казахстане Общество, 07:40
New York Post узнала о планах Маска продать акции SpaceX ради Twitter Бизнес, 07:34
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:30
Губернатор Курской области сообщил об обстреле приграничного села Политика, 07:27
Минстрой разработал пессимистичный сценарий строительства жилья Бизнес, 07:00
Экс-главу Минюста Словакии задержали за поддержку спецоперации на Украине Политика, 06:46
Глава Renault назвал болезненным уход из России Бизнес, 06:34
Политика ,  
0 

Дума попросила власти: зачем Володин хочет изменить Конституцию

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил изменить Конституцию России, расширив полномочия парламента. Что значат участившиеся призывы скорректировать Основной закон — разбирался РБК
Вячеслав Володин
Вячеслав Володин (Фото: Анна Исакова / ТАСС)

Что предлагает Вячеслав Володин

Нормы действующей Конституции России целесообразно пересмотреть, чтобы расширить полномочия парламента и устранить существующий дисбаланс ветвей власти, заявил в понедельник, 21 января, журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Это позволило бы в том числе устранить целый ряд недостатков нашей Конституции, которые, как отмечают и председатель Конституционного суда, и многие другие специалисты, связаны с отсутствием должного баланса в системе сдержек и противовесов ветвей власти, креном в пользу исполнительной ветви власти», — сказал спикер ТАСС.

Андрей Гольцблат Историческая правка: как принимали российскую Конституцию
Мнение

Он назвал одной из важнейших поправок к Конституции введенную в 2008 году норму, в соответствии с которой правительство России ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах своей деятельности, в том числе по поставленным ею вопросам (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции).​

«Таким образом, направление реализованных конституционных новаций уже задавало вектор на обеспечение более точного баланса ветвей власти. Следует развивать эту логику дальше: в частности, уточнить и детализировать отчетность правительства перед парламентом именно по вопросам, поставленным Государственной думой, в том числе по вопросам правоприменения», — отметил Володин.

Он также назвал другое направление возможных изменений Основного закона — совершенствование защиты социальных прав россиян. Появление «новых социально-экономических практик, например профессий и форм занятости», которые не в полной мере подпадают под правовое регулирование, привело к тому, что механизмы трудовых и иных социальных прав в этих сферах уже не обеспечивают эффективную реализацию конституционных норм, заявил Володин. «Реализация принципов социального государства, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, — это ключевой запрос общества к конституционной системе. По сути, это запрос на социальную справедливость», — пояснил председатель нижней палаты.

Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: Spencer Platt / Getty Images Что-то новое: как перевести работника в другую компанию на время простоя
Pro
Фото: Shutterstock Почему обвал Apple может перерасти в катастрофу для всего рынка США
Pro
PR госзаказчика: где кроются сложности
Pro
Фото: Carl Court / Getty Images Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать
Pro
Фото: Kevin Frayer / Getty Images Как работает система принятия решений на основе эмоций участников рынка
Pro
Фото: Russell Boyce / Reuters «ЯRUS» и TenChat: почему не стоит торопиться осваивать российские соцсети
Pro
Фото: Gleren Meneghin / Unsplash Свой — чужой: кого из кандидатов и когда брать на работу

Социологи увидели рекордный запрос россиян на поправки в Конституцию
Политика
Фото:Александр Земляниченко / AP / ТАСС

Инициатива не решает проблему дисбаланса

Заявление Володина демонстрирует естественное желание расширить полномочия структуры, за которую он отвечает, отмечает политолог Татьяна Становая. «К тому же разговоры о конституционной правке идут активно, он обозначает наличие своих интересов тут», — уточнила она.

Основные законодательные рычаги контроля за правительством: возможность крупнейшей парламентской фракции выдвигать кандидатуру на должность председателя кабинета, вотум недоверия, право парламента отправлять правительство в отставку, перечисляет член СПЧ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. Кроме того, есть такой институт, как интерпелляция, когда парламент имеет право отправлять в отставку отдельных министров, продолжает эксперт.

Шаблинский убежден, что серьезных изменений за словами Володина не последует, это просто политическая риторика. «Имеющиеся в России формы контроля, такие как Счетная палата и парламентские расследования, самой Думой сведены к нулю, а Дума в нашей политической системе абсолютно несамостоятельна», — считает он.

«В 2008 году была внесена декоративная поправка в Конституцию: теперь ежегодно правительство должно отчитываться перед Думой. Это абсолютно бессмысленная и бесполезная вещь. Речь может идти об аналогичных изменениях», — считает юрист.

Володин говорит о необходимости обеспечить баланс во взаимоотношениях разных ветвей власти, но он ведет речь только о балансе между законодательной и исполнительной властями, но не упоминает баланс между парламентом и президентом, отмечает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По Конституции институт президента не относится к исполнительной власти.

Известный принцип разделения властей строится на том, что этим двум властям противопоставлена независимая судебная, продолжает Морщакова. «Но суды не независимы, и никакого баланса между властями не будет, так как спор между парламентом и исполнительной властью не может относиться к предмету судебного разбирательства», — констатирует она.

«Ставить вопрос так — это сделать видимость, что полномочия парламента будут как-то усилены. Они будут усилены только внешне, потому что при наличии спора парламента и исполнительной власти некому будет разрешить этот спор», — отметила Морщакова.

По мнению судьи КС в отставке, Володин намерен закрепить за парламентом еще некоторые полномочия по контролю за исполнительной властью, однако это не обеспечит баланс. «Расклад сил при наличии партии абсолютного большинства, одного и того же в парламенте и правительстве, не изменится. Такая постановка вопроса кажется мне очень несистемной», — подчеркнула она.

Предложение вызвано социальным негативным фоном

Политолог Михаил Виноградов связывает высказывание Володина с попыткой бороться за место в новостной повестке и повысить собственный статус в глазах депутатов Думы, учитывая негативный информационный фон.

Володин поднимает вопрос о выполнении государством своих социальных гарантий, соблюдении базовых прав граждан в социально-экономической сфере — и это остро-актуальная тема после событий 2018 года, считает политолог Александр Пожалов. Повышение пенсионного возраста, вызвавшее серьезное разочарование людей в действиях власти, обострило в общественном сознании именно вопрос о социальном характере российского государства, объясняет Пожалов.

«Поэтому с политической точки зрения публичная дискуссия вокруг соблюдения социальных прав россиян, если она приведет к каким-то дополнительным гарантиям для людей в Конституции или действующих законах, может помочь власти нивелировать негатив от пенсионной реформы, обозначить и зафиксировать новые условия социального контракта между властью и обществом», — уверен эксперт.​

Кто предлагал изменить Конституцию

​Ранее тему изменения Конституции затронул в своей статье премьер-министр Дмитрий Медведев, по словам которого «Конституция в принципе должна быть вечной», но в ее текст могут вноситься поправки, которые направлены на актуализацию статуса органов власти. 31 декабря 2008 года, в первый год президентства Дмитрия Медведева, вступили в действие поправки в Конституцию, которые продлили на два года срок полномочий президента России (до шести лет), а срок полномочий Госдумы — на один год (до пяти лет).

В октябре 2018 года о недостатках Конституции, которые могут быть исправлены путем точечных изменений, говорил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. К таким недостаткам он отнес «отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов», крен в сторону исполнительной ветви власти и нечеткое распределение полномочий между президентом и правительством.

Оппозицию Гвинеи возмутило предложение посла России изменить Конституцию
Политика
Альфа Конде

​В конце декабря 2018 года во время встречи президента России с руководством обеих палат Федерального собрания Вячеслав Володин также сказал о наличии в обществе вопросов к принятой четверть века назад Конституции, актуальности и эффективности ее норм.

Владимир Путин в декабре 2018 года назвал Конституцию «живым организмом, который способен развиваться».

Материалы к статье
Авторы
Теги